Общество

Европейские стандарты преследования противников евроинтеграции Украины

Преследование журналистов, политиков, общественников и просто неравнодушных граждан, выступающих против евроинтеграции Украины и украинизации, за интеграцию с Россией и официальный статус русского языка, имеет довольно давние европейские традиции.

Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить деятельность силовых структур сегодняшнего украинского режима с работой правоохранителей Австро-Венгерской империи, а нынешние призывы сообщать в СБУ о «бытовых сепаратистах» – с поощрением доносительства австрийскими органами госбезопасности в конце XIX – начале XX века. Более того, у вооруженных битами и цепями деятелей «Правого сектора», «Самообороны Майдана» и им подобных организаций тоже есть достойные предшественники из семьи европейских народов.

Недействительные выборы и мадьярские предтечи «правосеков»

Когда в 1861 году ужгородский учёный и политик, грекокатолик и русофил Адольф Добрянский-Сачуров был избран депутатом Угорского сейма, мадьярские власти настояли на признании результатов голосования недействительными. До «помаранчевой революции», добившейся попрания волеизъявления граждан Украины, большинством голосов избравших президентом В.Ф. Януковича, было целых 143 года.

В 1865-м Добрянский вновь избирается в Угорский сейм, где был депутатом по 1868 год. В 1871-м он пишет «Проект политической программы для Руси австрийской», где доказывает необходимость автономии для Галицкой и Подкарпатской Руси как единого субъекта Австро-Венгерской империи. В отличие от унитарной самостийной Украины, это государство являлось федерацией, но создаётся впечатление, что и там кое-кто умудрился «перепутать» требование автономии с сепаратизмом.

В результате в том же 1871 году в центре Ужгорода мадьярские националисты напали на конный экипаж Адольфа Добрянского и нанесли тяжелые раны его сыну Мирославу, защищавшему отца. Как же это похоже на сегодняшние нападения фашиствующих праворадикалов на оппонентов киевских путчистов…

Покушение заставило политического и общественного деятеля прекратить работу в угрорусских обществах и организациях, вдохновителем деятельности которых он выступал. В 1871 в Ужгороде перестала выходить русская газета «Свет», в 1872 – её преемница «Новый свет».

Травля и подкуп – кнут и пряник по-австрийски

Братцы, где ж сыны Волыни?
Галич, где твои сыны?
Горе, горе! Их спалили
Польши дикие костры;
Их сманили, их пленили
Польши шумные пиры.
Меч и лесть, обман и пламя
Их похитили у нас;
Их ведет чужое знамя,
Ими правит чуждый глас.

Это строки из стихотворения «Киев», которые посвятил русинам в 1844 году русский поэт и философ-славянофил Алексей Хомяков. Что бы он ни подразумевал под «шумными пирами», колониальная администрация Восточной Галиции, где служило много поляков, позволяла делать карьеру в основном полонизированным коренным жителям. Она склоняла учёных, педагогов, священников к отказу от русскости, суля множество преимуществ. Фактически речь шла о явном или скрытом подкупе.

Команда австрийской жандармерии – орудия борьбы с «москвофильством»

Тех же, кто не поддавался соблазнам и оставался русским патриотом, ждала травля, постоянные угрозы и притеснения. «Москвофилы» были объектом пристального внимания австрийской жандармерии и других силовых структур. Силовики всё чаще прибегали к обыскам и арестам общественников и политиков-русофилов. Так, несколько раз были арестованы журналист и поэт Осип Марков, журналист и этнограф Григорий Купчанко, многократно обыскивали дом историка Исидора Шараневича и других. Поводом обычно служили голословные обвинения в шпионаже. В начале 80-х годов XIX века австро-венгерские власти, помимо полицейского преследования, впервые применили судебное.

«Процесс Ольги Грабарь» как грабли австрийской юстиции

В 1881 году жители села Гнилички Збаражского уезда (ныне одноименный район Тернопольской области) заявили о желании перейти из униатской церкви в православную. Поводом послужили отказы львовской консистории на просьбы разрешить селянам завести в Гниличках самостоятельный церковный приход. Громада решила уйти в православие, не добившись понимания от церковного начальства в течение четырёх лет. Прежде чем решиться на этот шаг, гниличане спросили совета у видного галицко-русского просветителя Ивана Наумовича – тот отметил, что православие для русинов является верой предков…

Подданные Австро-Венгрии имели право на свободу вероисповедания. Переход церковной общины в любую другую конфессию не вызвал бы шума, но принятие православной веры воспринималось властями как признак сочувствия к России. Власти заподозрили, что селян взбаламутили «российские агенты». В январе 1882 года были произведены многочисленные обыски, допросы и аресты среди деятелей русского движения в Галиции. Разумеется, за решеткой оказались и некоторые гниличане.

Одиннадцать человек, в числе которых Иван Наумович, его сын Владимир – студент Венского университета, Адольф Добрянский, его дочь Ольга Грабарь (тоже принявшая православие), а также пять редакторов галицко-русских газет – Венедикт Площанский, Осип Марков, Николай Огоновский, Аполлон Ничай и Исидор Трембицкий – предстали перед судом по обвинению в государственной измене. Это судилище назвали «Львовским процессом», или «процессом Ольги Грабарь».

Власти позаботились, чтобы ни в числе присяжных заседателей, ни среди адвокатов не было ни одного русина. В польские газеты была запущена ложь о сотнях тысяч рублей золотом, якобы выделенных Россией на подготовку восстания в крае. Прокурор всё время старался пугать присяжных «русской угрозой». Однако «доказательства» вины подсудимых оказались настолько надуманными и абсурдными, что многие пассажи прокурора вызвали откровенный смех аудитории. А адвокаты-поляки, не разделявшие политические взгляды своих клиентов-русофилов, тем не менее, разбили обвинение в пух и прах.

В итоге по обвинению в госизмене суд был вынужден подсудимых оправдать. Всё, чего добились власти – это признание Ивана Наумовича, Венедикта Площанского, бывшего войта села Гнилички крестьянина Ивана Шпундера и мещанина Алексея Залуского виновными «в нарушении общественного спокойствия». Наумовича приговорили к восьми месяцам лишения свободы, Площанского – к пяти месяцам, Шпундера и Залуского – к трём.

Фарс «процесса Ольги Грабарь», который славянское население Австро-Венгрии (за исключением большинства поляков) и даже многие немцы расценили как позор австрийской юстиции, не вразумил власти. За первым судилищем последовали следующие – в частности, процесс братьев Геровских, Марамарош-Сигетские процессы и др. Правда, несмотря на все усилия следователей и прокуроров, обвинения в государственной измене и шпионаже всякий раз оказывались бездоказательными.

Кругом одни шпионы

В мае 1910 года австрийские власти закрыли все «русофильские» организации Буковины («Общество русских женщин», «Карпаты», «Русско-православный народный дом», «Русско-православный детский приют», «Русско-православная читальня», «Русская дружина»), а также русские бурсы (общежития для учащейся молодёжи) в Черновцах и Серете. Имущество организаций было конфисковано. Причиной запрещения деятельности русофильских организаций послужили всё те же голословные обвинения в шпионаже и госизмене.

Это было венцом европейского преследования сторонников интеграции нынешней Западной Украины в русский мир и борцов против дискриминации русского языка. Кстати, ранее власти запретили преподавание русского языка в государственных школах, заставив русинов собирать деньги и открывать частные русские гимназии…

Нынешняя правоохранительная система и судебная власть Украины старается достойно продолжать европейские традиции. Второй год сидят в СИЗО днепродзержинские коммунисты Сергей Ткаченко и Денис Тимофеев, суд над ними продолжается. Полтора года и дольше находятся в следственных изоляторах и нелегальных «подвалах» десятки журналистов, политиков, общественников, голословно обвинённых в «сепаратизме» и «терроризме». Наследники австрийской жандармерии допрашивают и обыскивают оппонентов режима, а преемники мадьярских националистов – избивают и грабят.

Видимо, если в других сферах евроинтеграция буксует или даже не начиналась, то в деле преследования инакомыслящих Украина – це Европа. Только Европа, к сожалению, отнюдь не XXI века.

Александр Некрот
Теги

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть