Политика

Эксперт назвал три причины, по которым Эрдоган угрожает и дальше защищать ИГИЛ

Заведующий кафедрой сравнительной политологии Российского университета дружбы народов Юрий Почта прокомментировал заявление Реджепа Тайипа Эрдогана о том, что Турция и дальше будет вести себя так же, как в случае со сбитым над территорией Сирии российским Су-24.

Как отметил эксперт, если рассматривать конспирологические теории, то США хотели бы, чтобы Россия ввязалась в какие-то скандалы и проблемы, чтобы она была ослаблена этими конфликтами как на Украине, так и в Сирии.

«Турция в данном случае может выступать в качестве посредника. Есть предположение, что Эрдоган и Обама согласовали этот вопрос, — констатирует Юрий Почта. — Специалисты говорят, что контролировать траекторию полёта военного самолёта и сбить его в более-менее определённом пространстве над территорией Турции или Сирии — это очень сложно, и Турция в одиночку никогда бы этого сделать не смогла. То есть в этом участвовали и американские средства радиолокации, и многие другие».

Чем Россия разозлила Эрдогана?

Юрий Почта выделяет три главные причины, по которым президент Турции решился на такой отчаянный шаг, как уничтожение российского самолёта.

Первая причина, по мнению эксперта, заключается в том, что Россия сыграла ключевую роль в подписании сделки по иранской ядерной программе, а Турция и Иран — серьёзные геополитические противники.

Во-вторых, как отмечает Почта, Эрдогана сильно разозлило, что Владимир Путин не так давно посетил Ереван, где участвовал в церемонии, посвящённой очередной годовщине, связанной с геноцидом армян. Сам факт геноцида турки до сих пор категорически отвергают.

В качестве основной причины эксперт выделяет активное участие России в борьбе с экстремистами в Сирии.

«Отчасти эти экстремисты являются орудием Турции в борьбе с законным режимом в Дамаске. Задеты были нефтяные интересы, возможно, там идёт транспорт наркотиков, чего там только нет. Вывозят даже археологические ценности. В данном случае Россия грубо вторглась в сферу приоритетов Турции, это вызвало некую озлобленность турецкого руководства, но не всего», — отмечает Юрий Почта.

Эрдоган — это не вся Турция

Политолог пояснил, что в Турции есть разные политические силы, а на последних выборах партия Эрдогана победила только за счёт парламентской коалиции.

«В этом смысле Эрдоган хочет сейчас завоевать больший авторитет. В экономическом плане Турция несколько просела, в политическом её цель — быстро свергнуть режим в Дамаске — тоже не была достигнута».

Более того, по мнению Почты, подобными действиями Эрдоган пытается продемонстрировать свою силу турецкому руководству и народу. «Хотя то, что он апеллирует к НАТО, говорит о том, что он не уверен в своей позиции. А НАТО демонстративно, как и США, говорят о том, что это проблема двухсторонних отношений и что Эрдоган и Путин должны сами это решить», — приходит к выводу Юрий Почта.

Сбить российский Су-24 было политическим решением Анкары

Немецкое правительственное агентство «Немецкая волна» опубликовало интервью с экспертом по Турции Гюнтером Зойфертом, который считает, что Турция зашла в тупик в своей политике в отношении Сирии и пытается внести раскол в возможную коалицию против ИГ.

Как передает «Немецкая волна», сбитый турецкими истребителями F-16 на сирийской границе российский бомбардировщик Су-24 — это не военное решение, а политическая попытка остановить невыгодное, с точки зрения Турции, развитие процесса урегулирования конфликта в Сирии.

Гюнтер Зойферт, работающий в берлинском фонде «Наука и политика» заявил: «Мне кажется, сначала нужно восстановить в памяти то, что предшествовало инциденту. Турция на протяжении многих лет старалась выстроить с Россией хорошие отношения. Мы можем вспомнить, как Турция отреагировала на украинский кризис и не стала поддерживать санкции Европейского Союза, наоборот, постаралась увеличить торговый оборот с Россией. Можем вспомнить и Грузию в 2008 году, когда Анкара избегала осуждения России, вела себя очень сдержанно и не торопилась пропускать американские корабли в Черное море».

«Наконец, если мы осознаем, как давно обе страны проводят в Сирии противоположную политику (Россия — поддерживая Башара Асада, а Турция — делая все для его свержения), иными словами, как долго Турция пыталась сохранить хорошие отношения, то сам вопрос становится еще более острым», — добавил эксперт.

Он также добавил: «Думаю, что решение было принято потому, что Турция со своим курсом в отношении Сирии чувствует себя загнанной в угол. Мы знаем, что Анкара долгое время делала попытки создать так называемую бесполетную зону к югу от своей границы. Но эту идею отверг Обама, она потеряла актуальность после того, как Россия вступила в военную операцию в Сирии. Одновременно с этим мы видим, что международные игроки склоняются к необходимости переходного периода в Сирии с участием Башара Асада, в то время как Турция вместе с Саудовской Аравией и Катаром продолжает настаивать на его уходе. Анкара, как мне кажется, поняла, что формируется общая стратегия в сирийском кризисе, противоречащая ее намерениям. Сбитый самолет — попытка остановить это развитие, потому что таким образом Анкара вносит раскол в потенциальную международную коалицию».

В то же время эксперт не считает, что кризис приведет к эскалации конфликта. «Это видно по тому, как сдержанно сегодня высказался Эрдоган. Я думаю, что Турция постарается спустить этот эпизод на тормозах. Особенно после осторожной реакции из Вашингтона, где инцидент, не отменяя принципа солидарности НАТО, был объявлен делом только Турции и России», — заключил эксперт.

Теги

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть