Происшествия

Казахский фронт джихада

Произошедшее в казахстанском облцентре Актобе (Актюбинск) имеет к России самое непосредственное отношение, ведь вооружённое выступление исламистов произошло всего в каких-то 60 километрах от границы с нашей страной. Хуже всего, что ситуация на западе Казахстана давно уже развивается по сценарию, сильно похожему на российский Северный Кавказ.

Попытка захвата оружейных магазинов и арсенала воинской части — это классическая финальная стадия перехода уже сформировавшегося бандподполья к захвату власти в регионе. Именно так, кстати, вели себя боевики 13 октября 2005 года в Нальчике.

— Вдруг какие-то «черти» в камуфляже и спортивках, с натянутыми на голову чёрными шапками с прорезями для глаз забежали во двор управления через образовавшуюся щель и, беспорядочно стреляя по сотрудникам, технике, окнам, швыряя гранаты, ринулись вперёд. Они кричали «Аллах акбар!» и «Сдавайтесь». Следом, тараня ворота, во двор заехала иномарка, — вспоминает нальчикские события один из участников.

А теперь сравните это с отчётом казахских полицейских о вчерашних событиях в Актобе, уже появившимся на казахских сайтах:

Казахский фронт джихада

Добавим к этому быстро развивавшиеся нападения на расположенные в различных частях города оружейные магазины:

При описании каждого из таких нападений упоминается группа в 10–15 человек. Уже известно о ликвидации пяти и задержании семи террористов. Однако вряд ли эта цифра окончательная.

Предполагается, что нападавшие входили в местную ячейку ИГИЛ*. На первый взгляд это звучит так же фантастично, как известная советская шутка «подводная лодка в степях Украины».

Где Сирия и где Актобе?

Однако известно, что религиозный радикализм давно пустил корни на западе Казахстана.

В конце июня — начале июля 2011 года в Темирском районе Актюбинской области силовикам пришлось проводить полномасштабную спецоперацию с привлечением прибывшего из Алма-Аты спецназа, нескольких полков внутренних войск, бронетехники, вертолетов Ми-8 и даже гражданской авиации (самолёты Ан-2) для уничтожения развернувшей там партизанской войны вооружённой группировки салафитов.

Началось всё с того, что местная «банда бородачей» расстреляла пост полицейский пост, убив двух сотрудников МВД. Позже в их засаду в камышовых зарослях попал микроавтобус спецназа, один из бойцов которого был убит, прочие получили ранения.

Уничтожить банду джаихадистов удалось с огромным трудом и немалыми потерями со стороны представителей правоохранительных органов.

31 октября 2014 года в Атырау (центре Актюбинской области) у здания акимата (администрации региона) произошло два взрыва, погиб в том числе один из неудачливых бомбистов — местный житель 1987 года рождения. Позже было задержано трое его сообщников, у которых было изъято ещё два самодельных взрывных устройства.

— Следствием установлено, что данная террористическая группа сформировалась в 2009 году под воздействием джихадистских идей, в том числе погибшего на Северном Кавказе известного экстремистского проповедника Саида Бурятского. Члены группы вынашивали намерения по выезду на джихад за границу изучали минно-взрывное дело, — сообщил 9 ноября 2011 года на пресс-конференции официальный представитель Генеральной прокуратуры Казахстана Нурдаулет Суиндиков.

В январе 2011 года в Атырау были задержаны салафиты, разгромившие несколько десятков могильных памятников на местном кладбище. Как известно, представители этого фундаменталистского течения в исламе считают установку памятников на мусульманских могилах недопустимой, как якобы проявление язычества (поклонение мёртвым).

Осквернения или уничтожения могильных памятников или мавзолеев производились салафитами и на Северном Кавказе, и в Северной Африке, и на Ближнем Востоке. Чаще всего насилие над памятниками предшествовало убийствам людей. Те же члены тунисской организации «Ансар аш-шариа» отличившиеся в 2011—2012 годах в погромах местных кладбищ, затем составили наиболее многочисленную группу иностранных добровольцев в ИГИЛ в Сирии, а позже «отличились» и при терактах в родной стране.

В ноябре 2011 года государственные органы Казахстана не сделали вывода из случившейся вылазки террористов, отказавшись запретить в стране движение «Салафия», так как якобы угрозы расползания терроризма «не существует» и «надо уважать свободу вероисповедания».

Владислав Мальцев
Теги

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть