Для подписания Соглашения об ассоциации с ЕС Украине предписывалось выполнить политические условия, в частности — принять ряд законов по реформе правосудия, решить вопрос Тимошенко и т.д. Однако оказалось, что Европа выдвинула и новые экономические требования, в дополнении к кабальным условиям, которые имеются в тексте Соглашения. Так, в ходе визита в Киев европейский комиссар по торговле Карел де Гухт заявил: «Вам нужно соответствовать не только политическим, но и экономическим условиям (для подписания ассоциации с ЕС). В контексте подписания соглашения в Вильнюсе вам по-прежнему нужно сделать несколько вещей».
Эти «несколько вещей» включают шесть пунктов:
- Предпринять шаги по улучшению бизнес-климата (при этом не уточняется, что здесь имеется ввиду. А сюда можно запихнуть всё что угодно, вплоть до оказания сексуальных услуг европейским бизнесменам членами правительства)…
- Отказаться от утилизационного сбора либо ввести его и для украинских производителей.
- Отменить защитные специальные пошлины на импорт автомобилей из ЕС.
- Отменить ограничительные квоты на импорт угля и кокса.
- Отказаться от местной составляющей для проектов «зеленой» энергетики, то есть от положений Закона «Об электроэнергетике» относительно «зеленого» тарифа. В соответствии с этим законом, 30% (а с будущего года — 50%) оборудования для ветро- и солнечных электростанций должно быть украинского производства. Иначе операторы электростанций не смогут рассчитывать на «зеленый» тариф.
- Отозвать украинскую заявку о пересмотре тарифов в рамках ВТО.
Легко понять, что пять последних пунктов — открытое лоббирование Евросоюзом иностранного (не только европейского) бизнеса. Да, проблема с льготами, которые имеет украинский автопром, то есть пара производителей, неоднозначна. Однако все остальные требования — яркий пример диктата Брюсселя, который будет стоить украинцам потерей рабочих мест. Так, отмена квот на импорт угля грозит закрытием шахт, ростом безработицы среди горняков.
Особо отметим требование отозвать заявку в ВТО о пересмотре пошлин. Почему так беспокоятся европейцы? Предположим, Украине удастся добиться повышения пошлин и Соглашение об ассоциации будет подписано, однако ЕС это повышение не коснется. Поскольку соглашение предусматривает куда более либеральный режим в торговле с Евросоюзом, чем в торговле с остальными членами ВТО, — полную отмену пошлин. Зачем европейцам волноваться, если Украина, скажем, поднимет пошлины на китайский и турецкий ширпотреб? (Кстати, эксперты говорят, что и от отмены локализации «зеленого» тарифа выиграют в основном китайские производители.)
Но на самом деле причины для волнений вполне очевидны. В Китае и других не европейских странах многие виды продукции, поставляемой в Украину, выпускают транснациональные корпорации с ведущим участием европейского капитала. Лоббистом этих ТНК и выступает господин де Гухт.
Поэтому Брюссель требует от Киева куда большего открытия рынков, чем предусматривает Соглашение об ассоциации с ЕС. Следовательно, потери для Украины от подписания этого документа будут еще большими, чем предполагают даже его противники.
Само же появление списка Гухта — закономерный результат унизительного стремления нашей власти любой ценой («безальтернативно»!) подписать в Вильнюсе Соглашение об ассоциации. Видя, как хочет этого Киев, Брюссель готов выдвигать ему все новые и новые требования. Если цель украинской власти — ассоциация ради ассоциации, значит все условия она будет выполнять, чего бы это ни стоило народу Украины.