Неспособность киевского нацистского режима силой справиться с сопротивлением Донбасса и созданием ЛНР и ДНР поставила перед его действующими лицами вопрос об укреплении силовых структур. Поскольку это укрепление сопряжено с принципиальным изменением подходов к оборонно-промышленному комплексу, к формированию и содержанию армии, смене военной доктрины, повышению эффективности спецслужб, МВД, то речь идёт о реформе всего сектора безопасности.
Об этом, например, объявил Порошенко в ходе посещения 3 октября Академии Сухопутных войск ВСУ: «До конца года в парламент будет передан план, каким образом нам реформировать оборонный сектор, значительно повысить эффективность Вооруженных Сил и силовых подразделений, как сделать их хорошо обеспеченными, мобильными и высокооснащенными».
Против такой реформы нечего было бы возразить, если бы она проводилась суверенной властью при использовании армии и иных силовых структур для защиты всего украинского общества и в его интересах.
Однако в ситуации, когда ограничено легитимный киевский режим, находящийся под внешним управлением из Госдепа США, пытается силой навязать Украине неприемлемые внутри- и внешнеполитические решения, реформа сектора безопасности становится одним из факторов усиления репрессивности режима внутри страны и угрозой безопасности соседних стран.
* * *
В настоящее время оформились такие составляющие реформы: увеличение численности ВС; внедрение новых подходов и методов в подготовке вооруженных сил, применяемых странами НАТО; возвращение к призыву и комплектование ВС на основе смешанной системы; принятие новой военной доктрины; достижение совместимости украинских ВС с вооруженными силами НАТО; прекращение военно-технического сотрудничества (ВТС) с Россией. По части этих направлений решения уже приняты и реализуются, по остальным – только декларируются.
Так, решение Киева о принятии украинскими ВС военно-технических стандартов НАТО было недавно озвучено главой МИД Украины П.Климкиным в Брюсселе после завершения встречи с новым генеральным секретарем НАТО Столтенбергом. «Особые надежды мы возлагаем на достижение взаимосовместимости. Это серьезная программа. Сейчас для нас открывается программа специальных возможностей, которая открыта только для пяти особых союзников НАТО. Мы начали подготовку дорожной карты и надеемся на достижение успехов в краткосрочной перспективе», — сказал украинский дипломат. Вместе с тем, по словам Климкина, НАТО не планирует оказывать прямую военную поддержку. “Мы говорим о военно-технической поддержке со стороны как НАТО, так и отдельных его членов”.
Прекращение ВТС с РФ озвучивалось и ранее в виде указов и устных распоряжений Турчинова и Порошенко. Но недавно стало известно, что это решение вошло в практическую стадию. Замгендиректора «Укроборонпром» С.Пинькас проинформировал, что концерн остановил сотрудничество с Россией и уже разработана программа импортозамещения. В данный момент «Укроборонпром» занят поисками альтернативы российским комплектующим.
Конкретные переговоры ведутся с США и Швецией. Так, помощник министра обороны США по вопросам международной безопасности Дерек Шоллей заявил, что «Порошенко просил нас о летальной помощи. Мы решили не предоставлять ее на данном этапе. Мы работаем над программой, которая может привести и к предоставлению летальной помощи. Мы хотим и делаем немало». По его словам, США также пытаются привлечь к оказанию помощи Украине своих партнеров.
Со Швецией «Укроборонпром» ведёт переговоры об организации совместного военного производства на территории Украины. Этот вопрос обсуждался в ходе визита 8 октября уполномоченных представителей Научно-исследовательского института обороны Швеции на Украину. Отмечалось, что основными аспектами военно-технического сотрудничества Украины и Швеции станут организация совместного производства на территории Украины, приобретение новейших технологий и продажа модернизированной и новой техники.
* * *
Как оценить эти особенности реформы оборонного сектора?
Во-первых, критические последствия для украинского ОПК имеет разрыв отношений кооперации с РФ в области высокотехнологичных производств, включая авиа- и ракетостроение, освоение космоса. Об этом много и убедительно говорится с конкретными цифрами. Украинский ОПК жёстко встроен ещё с советского времени в общие с РФ производственно-технологические цепочки, зачастую в полный цикл исследовательских работ и производства конечной продукции. Разрыв этих связей лишает практически все такие производства необходимых российских комплектующих и рынка РФ для сбыта украинских комплектующих. Ещё возможно производство боеприпасов и, вероятно, стрелкового оружия без связей с российским ОПК, но выпуск сложной военной техники, самолётов, высокоточных систем вооружений, в том числе и с применением новейших композитных материалов – уже нет. Для этого у Украины в достаточной мере нет ни научного потенциала, ни квалифицированных инженерно-технических кадров, ни финансов, ни соответствующих производственных мощностей.
Во-вторых, на заявленную полномасштабную реформу оборонного сектора в проекте бюджета на 2015 год не заложено средств. Поэтому декларации Порошенко об увеличении поддержки оборонного комплекса и армии должны восприниматься как предвыборная бессодержательная демагогия.
В условиях ведения военных действий на Минобороны в 2015 г. планируют выделить 14,9 млрд. грн. против 13,7 млрд. грн. по росписи 2014 г. В 2015 г. на оборону планируется выделить всего на 1 млрд. 200 млн. грн. больше, чем в текущем. При этом на МВД в следующем году планируют выделить 20,1 млрд. грн. против 15,4 млрд. грн. в 2014 г., почти на 5 млрд. грн. больше.
По этим цифрам сразу видны настоящие приоритеты режима. Резкое увеличение финансирования МВД, особенно на фоне мизерного роста расходов на армию, объяснимо лишь с учётом продолжения масштабных репрессий по подавлению любого инакомыслия, более того, любой гражданской активности, не совпадающей с целями Киева.
Очевидно, с учётом заявленных реформаторских амбиций в оборонном секторе 1 млрд. 200 млн. грн. недостаточно даже для начала реформы. С недостаточным финансированием армии из собственного бюджета растут аппетиты на натовскую помощь, что делает несостоятельными предположения о миролюбии киевской власти.
В-третьих. В связи с этим возникает отдельный вопрос не только об источниках финансирования и целях заявленных Порошенко реформ в оборонном секторе. Понятно, что основной упор делается на помощь США и их союзников по НАТО. Вопрос в том, что реформирование будет проводиться специалистами НАТО. На Украину в начале октября уже прибыла группа натовских экспертов.
Инструментами финансирования реформ предполагается сделать трастовые фонды. Глава МИД Климкин 8 октября в Брюсселе после встречи с новым генсеком НАТО Столтенбергом детализировал: «Мы эффективно используем двустороннее сотрудничество, другим инструментом являются трастовые фонды». НАТО и Украина определили целью таких фондов поддержку Украины в четырех сферах: кибербезопасность, логистика, система связи и управления, реабилитация раненных военнослужащих. Практическая реализация программы трастовых фондов должна быть дана на декабрьском заседании министров иностранных дел НАТО.
Симптоматично, что в приведённом перечне сфер финансирования нет сферы высокотехнологичного производства, например, в области нанотехнологий, производства композитных материалов или внедрения оружия, основанного на нетрадиционных физических принципах.
Фактически случайными и разовыми подачками внешних субъектов, заинтересованных в использовании Украины как форпоста против России, предлагается заменить систематические кооперационные связи с российскими смежниками при проведении НИОКР и производстве готовой военной продукции и продукции двойного назначения. Это, очевидно, обернётся развалом даже кооперации в рамках собственно украинских предприятий ОПК.
Общая проблема реформы оборонного сектора Украины в том, что её цели диктуются не внутренними интересами Украины как независимого государства, а геополитическими интересами Запада, прежде всего США, а также интересами выживания киевского режима, управляемого Вашингтоном. При этом Запад чётко дал понять, что никаких формализованных статусов давать Украине не намерен, идёт ли речь о членстве или о некоем статусе Украины как особого союзника НАТО. Поэтому, судя по всему, режим уже определил для себя цель реформ сектора безопасности – фактическое встраивание в коллективную военную структуру НАТО, пусть и без формального членства.
Исходя из этого, Киев предполагает по факту перестроить ВС Украины с учётом их специализации в рамках военной натовской структуры, а также военную промышленность, весь ОПК Украины. Очевидно, что НАТО и США в особенности не нужен высокотехнологичный и оснащённый новейшим оборудованием украинский ОПК, производящий всю цепочку работ, начиная с НИОКР и заканчивая производством сложнейшей готовой продукции. Что исключает его целостное встраивание, именно как оборонного комплекса, в ОПК НАТО.
Поэтому все высокотехнологичные сегменты украинского оборонно-промышленного комплекса в ходе такой реформы, скорее всего, будут ликвидированы, а оставшиеся его незначительные низкотехнологичные фрагменты могут быть встроены в военно-промышленный комплекс Запада. И, видимо, этот вариант как раз и обсуждался на встрече руководства «Укроборонпрома» с представителями Научно-исследовательского института обороны Швеции.
* * *
Реформа оборонного сектора Украины под натовским началом гарантированно обернётся утратой высокотехнологичных производств, прекращением НИОКР по важнейшим научно-техническим направлениям, а также массовой безработицей в основных индустриальных центрах Украины, прежде всего в Харьковской, Днепропетровской и Запорожской областях. Следствием такой реформы станет и перевод ВС Украины на обслуживание интересов НАТО, что в свою очередь закрепит антироссийские задачи оборонного сектора Украины в регионе, а также его антинародную и провокационную направленность в отношении Новороссии.