28 октября министр финансов Украины Александр Шлапак назвал «маловероятным» перечисление средств в рамках очередного транша в размере $2,7 млрд. Тем самым иностранные финансовые институты ставят под сомнение жизнеспособность украинской экономики и отказываются «тянуть за уши» Украину исключительно из политических соображений.
Решение МВФ, вопреки популярным рассуждениям в духе «Запад обязательно поможет», вполне логично: Украина на грани дефолта, а международный валютный фонд — не благотворительная организация. Господа из Вашингтона решили подождать до января и понять, стоит ли одалживать деньги потенциальному банкроту. Хотя формальная причина — формирование нового парламента и связанные с этим оргвопросы. Но в текущей ситуации это меньше всего волнует кредиторов.
Дело в том, что в январе госдолг Украины скорее всего достигнет уровня 65-70% по отношению к ВВП, что станет поводом для кредиторов потребовать вернуть старые долги и воздержаться от дальнейшего кредитования. О том, что государственный долг страны уже достиг планки в 60% относительно ВВП стало известно еще 15 сентября на заседании правительства Украины.
На кону судьба 17-миллиардной программы МВФ, которая олицетворяет внешний политический вектор Украины после майдана. Мол, Запад, которому не безразлична судьба Украины и ее народа, не бросит страну, отстаивающую демократические ценности в неравной борьбе с «агрессией» России.
В долгах как в шелках
На практике все не так романтично. В МВФ хозяйничают прагматики. И оттуда хорошо видно к чему привел госпереворот в Киеве. Из-за разрыва торгово-экономических отношений с Россией и войны на Донбассе процесс воспроизводства в экономике нарушен. Об этом свидетельствует усугубившееся падение ВВП и сокращение экспорта по ряду важных товарных позиций. Это в свою очередь стало причиной нехватки валюты. Следовательно возникает вопрос: где брать деньги для погашения долгов по газу, а также для выплат по иным долговым валютным обязательствам?
Таковых достаточно, а вот возможностей погасить задолженность, кроме как позаимствовав за рубежом — нет.
В целом ситуация с внешним долгом не простая. Валовой внешний долг Украины на конец первого полугодия 2014 г. составил 136,8 млрд долл. (81,8% от ВВП). Внешние обязательства госсектора и органов денежно-кредитного регулирования с начала 2014 г. выросли на 2,1 млрд долл. – до 33,8 млрд долл. Внешний долг банковского сектора Украины в первом полугодии 2014 г. составил 21,3 млрд долл. Объем внешнего долга других секторов экономики, включая корпоративный сектор, равен 81,7 млрд долларов.
Экс-министр экономики Виктор Суслов, выступая 28 октября на круглом столе на тему «Что будет с экономикой Украины после выборов?», заявил: «официальные данные Национального банка о краткосрочном внешнем долге Украины, который нужно погасить в течение года, на 1 июля составили 58,9 миллиарда долларов». В основном речь идет о долгах корпоративного сектора, которые, по словам Суслова, Украина выплатить не в состоянии.
Но даже не касаясь годовой перспективы, уже до конца этого года Украина рискует не свести «концы с концами». В оставшиеся месяцы страна должна выплатить порядка 3,5 млрд. долларов по различным кредитам и облигациям. Также Киев задолжал Москве 4,5 миллиарда долларов за поставки газа. Это уже 8 млрд. краткосрочных обязательств.
Другой российский долг — $ 3,1 млрд, которые украинское правительство успело получить при Януковиче в рамках декабрьских договоренностей с Кремлем о предоставлении Украине 15 млрд. долларов посредством выкупа украинских евробондов. Возврат этой сумму могут потребовать, если Киев подтвердит, что внешний долг вырос более 60% ВВП. Итого — 11 млрд. долларов, с которыми возможно придется расстаться в декабре-январе.
Без финансовой поддержки Запада, Киев вынужден будет «пустить под нож» золотовалютные резервы, которые в октябре составили 16,3 млрд. долларов, сократившись с начала года почти на 20%. Не исключено, что в начале следующего года от них останется менее 5 млрд.
Конечно, транш МВФ, от которого решили воздержатся западные «друзья» Украины, принципиально картину не меняет. Но такая позиция МВФ, который на ряду с другими финансовыми структурами Запада, клялся помогать «демократической» Украине, резко ухудшает экономические ожидания. Ведь помощь авторитетной МВФ — это некая гарантия того, что страну не бросят на произвол судьбы. Пересмотры сроков по траншнам, которые наблюдаются в течение всего года, демонстрируют не уверенность Запада в собственном детище — Украине имени «небесной сотни».
А помогут ли Украине 17 миллиардов МВФ?
В рамках кредитной программы МВФ Украина в этом году получила два транша, в мае и сентябре, на общую сумму около 4,9 млрд. Примечательно, что около 70% полученной суммы в итоге ушли на покрытие старых долгов Украины перед фондом. То есть реально в распоряжении Украины в этом году находилось порядка 1,5 млрд. долларов МВФ.
Несмотря на громкие заявления западных политиков о скорой финансовой поддержке «революционных» властей в размере 15, 20..30 миллиардов, Украина больше не получила ничего, кроме двух траншей от МВФ, кредита от Всемирного банка в размере 750 млн. долларов и помощи Евросоюза — 618 млн. евро. Можно еще насчитать некоторое количество миллионов, которые были переданы киевской власти от сочувствующих стран. Однако в сумме — это не решает проблему.
Сами власти Украины примерно понимают масштаб трагедии. Поэтому глава МИД Павел Климкин в интервью, опубликованном 18 октября немецким изданием Wirtschaftswoche, заявил, что страна нуждается в финансовой помощи, объемы которой превышают $ 30 млрд., что почти вдвое больше кредитной программы МВФ.
Но и это не предел. В реальности, которую утаивают финансовые власти, прикрываясь «агрессией» России, оценки масштабов необходимой помощи скорее будут ближе к оценкам академика Сергея Глазьева. По его мнению это порядка 100-200 млрд. Разумеется, что более точную цифру можно озвучить, когда будут оценены экономические потери от конфликта на Донбассе.
И очевидно, что сумма необходимой помощи с учетом всех факторов явно не впишется в 17 млрд. Будет ли Запад спасать Украину?