После недавнего миланского рандеву, когда Президент России Владимир Путин четко и недвусмысленно дал понять Петру Порошенко, что никаких поблажек неофашистской Украине в газовом вопросе не будет и ни одного кубометра газа в долг (то есть бесплатно) она от «Газпрома» не получит, в Евросоюзе, похоже, начали осознавать в какую историю они вляпались.
Ведь совершенно очевидно, что украинский газовый дефолт ставит страны Евросоюза в крайне уязвимую ситуацию. Киев уже предупредил, что в этих условиях он не сможет гарантировать бесперебойный транзит газа на Запад. В переводе на русский язык, это означает его готовность воровать предназначенное для Европы голубое топливо из трубы по мере необходимости. А необходимость эта такова, что Европе мало что после этого перепадет. Москва, в свою очередь, на самом высоком уровне предупредила, что ровно на то количество газа, которое будет украдено, она снизит объемы его прокачки в страны ЕС.
Таким образом, накануне зимы, которая обещает быть очень морозной, Евросоюз оказался в положении унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла. При этом предъявить какие-либо претензии России практически невозможно. По всем международным стандартам Москва занимает абсолютно безупречную, коммерчески обоснованную позицию, которую даже пристрастные еврокомиссары не могут назвать политически мотивированной. Действительно — базовая цена газа для Украины — 385 долларов на зимний период согласована, российское руководство, насколько можно понять, даже готово смягчить свою позицию по выплате Киевом весьма внушительного «исторического» долга. Единственное условие, которое отменить никак невозможно — предоплата. Но и эту позицию Запад не может поставить под сомнение — при пяти миллиардах украинских долгов только за газ и преддефолтном состоянии украинской экономики никто в мире не стал бы торговать с Украиной иначе, как в режиме «деньги вперед». Даже самая преданная союзница нынешних киевских властей — Польша — была очень раздосадована и даже возмущена, когда пару недель назад украинские власти по-простецки предложили продать им польский уголь, расплатиться за который они пообещали когда-нибудь в светлом будущем.
Таким образом, Россия предельно четким и прозрачным образом сформулировала свою позицию и поставила Брюссель перед жесткой альтернативой — либо вместе с Украиной замерзнуть возле пустой газовой трубы, либо изыскать средства для того, чтобы эта труба снова наполнилась. Причем, где именно европейцы найдут эти средства, с учетом полной неплатежеспособности Украины, становится исключительно их заботой.
Безвыходность ситуации в Брюсселе, похоже, начинают осознавать. По мере приближения пиковых зимних температур дежурная европейская бравада насчет энергетической независимости от Москвы, начинает все более ощутимо сменяться самой вульгарной паникой. Ведь Европа — это даже не Украина, и тамошнее непривычное к таким ущемлениям население может сделать из ледяных батарей и неработающих газовых плит настолько далеко идущие политические выводы, что многие европолитики уже сейчас просыпаются среди ночи в холодном поту.
Не случайно на прошедшей недавно в Люсембурге встрече министров иностранных дел стран ЕС в первую очередь обсуждали именно вопрос украинского газового долга России. В частности, министр иностранных дел Чехии Любомир Заоралек тогда заявил, что «ЕС может рассмотреть вопрос о предоставлении Украине дополнительных средств, которые, в том числе, могут быть использованы для покрытия задолженности перед «Газпромом». Однако любые деньги должны быть предоставлены Украине только под четкие гарантии проведения реформ, борьбы с коррупцией и выполнения всех остальных условий ЕС».
Что касается требований о «проведении реформ и борьбы с коррупцией», то эта обязательная в таких случаях ритуально-бессмысленная фигура речи призвана хотя бы частично скрасить весьма поганое впечатление европейской публики от того факта, что Евросоюз элементарно развели на деньги. Причем на довольно серьезные — называли для начала цифру в 2 миллиарда евро. Впрочем, расставаться с своими денежками Брюссель отнюдь не торопится. Уже после совещания в Люксембурге было объявлено, что сверх ранее обещанных Киеву 790 миллионов евро он не получит от Европы ни копейки.
Тем не менее, делать что-то надо. Украина в долгах, как в шелках. Киевский министр иностранных дел Павел Климкин заявил, что его стране для выхода из кризиса не хватит не то, что двух миллиардов евро, но даже и тридцати миллиардов долларов. От себя добавим, что при суммарном украинском долге, зашкалившем за 150 миллиардов долларов, и озвученные Климкиным 30 млрд. выглядят как сугубо промежуточная цифра.
Таким образом, Европейский союз оказался перед малоприятной для него перспективой «впрягаться» за Украину по полной программе и платить по ее счетам, как говорится, до морковкина заговенья.
И при этом, никаких претензий ни к кому, кроме самого себя и, разумеется, своего подельника Вашингтона, Брюссель предъявить не может. Потому что абсолютно все, что произошло с Украиной за последний год — это исключительно дело рук США и ЕС. Именно они на ровном месте раскачали эту достаточно стабильную страну после того, как Виктор Янукович совершенно оправданно отказался подписывать кабальное соглашение о евроинтеграции, которое сегодня точно также тормозит и Порошенко. Именно они делали все, чтобы учинить в Киеве самый натуральный мятеж и свергнуть законную власть. Именно они, а точнее, три министра иностранных дел ЕС, самым подлым образом заставили Януковича подписать соглашение с бунтовщиками, которое те даже не собирались выполнять, и которое уже на следующий день, при молчаливом согласии Брюсселя, стало филькиной грамотой. И именно Запад полностью поддержал бесноватую неонацистскую хунту в ее погромной внутренней политике и военном нападении на юго-восток собственной страны. Итогом всего этого санкционированного США и ЕС безрассудства стала экономическая катастрофа Украины, крушение целых отраслей экономики и, соответственно, полный финансовый коллапс с прогрессирующим обнищанием десятков миллионов людей. Сегодня Украина абсолютно недееспособна и неплатежеспособна.
Запад в лице Евросоюза начинает пожинать плоды им же спровоцированного украинского краха. И это, похоже, только начало. Сорок миллионов жителей Украины, постепенно доводимые киевскими ставленниками того же Запада до состояния полной безнадеги, сложа руки сидеть не будут. И Европе придется еще не раз и не два залезать в собственный кошелек, чтобы гасить все новыми порциями милостыни зреющий на Украине мощный социальный взрыв, который, если он произойдет, может стать политическим эквивалентом Чернобыля для всего Евросоюза.
И это притом, что финансово-экономическое положение самого ЕС сегодня, мягко говоря, оставляет желать лучшего. В частности, австрийская газета «Die Presse» констатировала, что доказательств мрачного экономического будущего евросообщества становится все больше. В частности, издание указывает на происходящий в ведущих странах Европы биржевой обвал, на резкое снижение потребительского спроса и новый виток долгового кризиса. Даже мотор европейской экономики Германия, по мнению «Die Presse» полностью выдохлась.
На таком фоне украинская «черная дыра», потенциально способная засосать все, еще оставшиеся европейские ресурсы, обеспечивающие Евросоюзу минимальный запас плавучести, это как раз «то, что доктор прописал». И нам остается только поздравить Еврокомиссию в лице отправленного на заслуженный отдых Жозе Мануэла Баррозу с такими «выдающимися» результатами их бурной деятельности, исправить которые будет весьма затруднительно, если вообще возможно.
Впрочем, это вопросы на перспективу. А сейчас у деятелей Евросоюза есть куда более неотложная тема: найти, чем расплатиться за российский газ для Украины, и подумать о том, чем занять десятки миллионов жителей этой доведенной до ручки страны, которым уже становится негде работать, а скоро может надоесть — на пустой желудок — и очумело скакать.