Украина стремительно возвращается во времена Леонида Кучмы, запомнившиеся украинцам колоссальными задолженностями по зарплате, ростом цен и резким падением жизненного уровня. Кроме этого, именно пришедший к власти Кучма, в отличии от своего более мудрого коллеги из Белоруссии Александра Лукашенко, отказался бороться с украинским национализмом, что привело к нынешней ситуации кровавого разгула украинского неофашизма.
Госстат Украины 1 декабря отчитался о задолженности по заработной плате за ноябрь. Цифра, которую озвучили статистики, является более, чем тревожной — трудящимся Украины задолжали 2,2 млрд. гривен (без учета задолженности по Луганской области).
Но в отличие от экономического провала девяностых, который к середине двухтысячных сменился мало-мальским ростом, никакого потенциала для улучшения ситуации у нынешнего руководства Украины попросту нет.
В 2004 году рост ВВП, впервые за всю эпоху независимости, составил 1,4%. По сравнению с концом девяностых промышленный выпуск вырос на 13%. Постепенное улучшение экономической ситуации явилось залогом того, что на протяжении последующих лет задолженность по зарплате сокращалась и не выходила из под контроля властей.
Сегодня же накопление задолженности по зарплате происходит на фоне резкого падения экономики. Ожидается, что ВВП Украины в этом году сократится на 6-8%. Промышленный выпуск в январе-октябре текущего годя упал уже на 10%. Нынешнее падение экономики, в свою очередь, вызвано политическим кризисом и боевыми действиями на Донбассе.
Из-за продолжающейся более полугода АТО крупные донбасские предприятия работали с перебоями, либо вовсе вынуждены были прекратить производство. Остановка работы крупнейших налогоплательщиков стала причиной неконтролируемого нарастания бюджетного дефицита. Также пострадали смежные производства и предприятия-потребители донбасской промышленной продукции в различных украинских регионах.
Политическая конфронтация с Россией привела к резкому сокращению взаимного товарооборота. Сокращение экспорта украинской продукции в РФ по итогам 7 месяцев достигло 26,7%, или $2,7 млрд в стоимостном выражении. Из-за утраты российского рынка еще летом остановился выпуск продукции на множестве украинских предприятий. В первую очередь это коснулось автопрома и производства грузовых вагонов, практически полностью ориентированного на российский рынок.
Логично, что в подобных условиях быстрыми темпами растет задолженность: нет доходов у производителей, нет и зарплат. Менее, чем за год объем задолженности увеличился в 3 три раза. Даже в кризисный 2008 год экономика была далека от столь плачевных результатов. Происходящее начинает напоминать украинцам о, казалось бы, безвозвратно ушедших девяностых годах.
Вот только при Кучме имелся колоссальный потенциал для восстановления экономики: законсервированные производственные мощности, неосвоенные рынки сбыта в странах СНГ, кредиты МВФ и тому подобное. Сегодня же вместо этого — карательная война на Донбассе и распад Украины под нацистским давлением.