Дефолта не произошло. Выдержав паузу в комментариях и создав вокруг себя напряженную интригу, Минфин перевел $120 млн. по еврооблигациям 2012 года. Точно так же было и с платежом в $75 млн. по российскому займу. Сначала: «Нет, никогда!». Потом: «Это взятка, платить не будем». Сейчас тихо взяли и заплатили. Кажется мне, что с реструктуризацией долгов будет та же история. Сначала поиграли мускулами перед скучающими кредиторами, потом постучали тапками с криком «Кузькина мать!» в стиле Хрущева, в конце концов – тихо заползем под стол МВФ и подпишемся под его условиями. Тактика, однако…
Мелкий технический дефолт, о котором вот уже месяц толкуют аналитики и эксперты всех мастей, на который смутно намекал Минфина и который предрекала Financial Times, не состоялся. Пятилетние бумаги, выпущенные 17 июля 2012 года на сумму $2 млрд. под 9,25% годовых, были оплачены вовремя в части погашения купона. Другими словами, Украина выплатила их держателям процент.
Кто-то из аналитиков говорил, что эта выплата может быть отложена в рамках принятого 19 мая закона, которым парламент разрешил правительству Украины вводить мораторий на выплаты по некоторым долговым бумагам.
Но, во-первых, включать этот закон на мизерной сумме в $120 млн. – это прослыть не только «упоротыми», но и жлобами. Во-вторых, МВФ сказал, что даст нам денег до реструктуризации, чтобы мы заплатили ему по старому долгу. Правда, даст не в июле, как все рассчитывали, а в лучшем случае в сентябре. И, в-третьих, дефолт вынудил бы Арсения Петровича подать в отставку.
Конечно, он бы не подал, но повод… В цивилизованном мире так принято. Даже в России в 1998-м правительство Сергея Кириенко ушло восвояси. Но ни Яценюк, ни Наталка Яресько не готовы к кадровым пертурбациям в верхушке исполнительной власти.
Поэтому помялись, поломались и заплатили. Financial Times оказалась посрамлена. Аналитики, прогнозировавшие дефолт, тоже. Власть еще раз доказала, что на трезвую голову ее загадочные телодвижения лучше не анализировать. Хотя бы до тех пор, пока нет явных признаков приготовления к тому или другому.
То, что выплата состоится, было видно уже вчера: Нацбанк начал скупать доллары, на межбанке резко вырос курс безнала. Поэтому держатели облигаций спали этой ночью спокойно.
А проснувшись, прочитали «высоколобую» аналитическую статью в The National Interest (США) под заголовком «Долги – следующая беда Украины?». В публикации, которая была сдана в печать минимум за сутки до момента, когда Минфин совершил проплату по купону, четко написано: «В надежде на такую договоренность и в преддверии заседания Совета директоров МВФ, которое должно состояться на следующей неделе с целью пересмотра программы финансовой помощи, правительство по имеющейся информации все-таки решило выплатить кредиторам купон по еврооблигациям на сумму $120 млн., срок погашения которого истекает завтра». Какой информированный автор пишет!
Еще более забавными мне показались выводы, к которым она подводит. Их смысл в том, что списание части долга (о чем просит Украина и на что не соглашаются кредиторы) – это формула, выгодная двум сторонам. И нам (что очевидно), и им (что весьма сомнительно).
Сразу вспомнились программные статьи Натальи Яресько в деловой американской прессе на тему, почему Запад должен помочь Украине. Похоже, пани Наталка принялась за старое: общаться с кредиторами через газеты. Тем более что очередные очные переговоры, по информации, появившейся в СМИ, отложены.
Но характерным является смена тона. Если раньше мы чуть ли не стыдили кредиторов за то, что они не хотят помочь Украине, воюющей с Россией и задавленной долговыми обязательствами «клики Януковича», то теперь мягко стелемся на тему «взаимовыгодного списания».
Немного цитат:
С весны переговоры шли нерегулярно и продвигались с переменным успехом, и хотя в этом месяце заседания проходили гораздо чаще, по-прежнему остаются существенные разногласия. Наиболее спорным и сложным вопросом является требование списания части основного долга по облигациям.
Кредиторы вполне обоснованно отмечают, что, учитывая крайнюю неопределенность, связанную с войной с Россией, трудно говорить о том, какую сумму необходимо списать, и этот вопрос следует решать в два этапа – определить сумму списания на данном этапе, а вопрос последующей реструктуризации обсуждать потом – когда экономическое и политическое будущее Украины станет более определенным.
В этой связи анализ, который проводил МВФ на протяжении последних лет, позволил достаточно серьезно обосновать необходимость «перепрофилирования» при наличии значительной неопределенности – пусть даже и в тех случаях, когда (в отличие от нынешней ситуации) хороший результат снимает необходимость последующей реструктуризации.
Но украинские власти и вообще международные финансовые институты придерживаются единого мнения, что соглашение о комплексной реструктуризации долга, предусматривающей его частичное списание, выгодно во многих отношениях. Положительные моменты заключаются в том, что такое соглашение гарантирует финансирование и в политическом плане позволяет ясно показать населению, что есть свет в конце туннеля. Однако если кредиторы сомневаются в принятии решения или надеются списать более скромные суммы долга и пока получают платежи, переговоры превращаются в бескомпромиссную борьбу по принципу «кто первым сдастся», в которой достичь соглашения довольно трудно.
Похоже, именно в такой ситуации мы сейчас и находимся. Сегодня утром появились сообщения о том, что намеченная на эту неделю встреча двух сторон не состоится, что не исключает продолжения технических переговоров, но позволяет предположить, что какой-либо прогресс за последние дни достигнут не был.
Похоже, что срок осуществления амортизационного платежа в сумме $500 млн. в сентябре является для участников переговоров еще более жестким, поскольку правительство со всей определенностью заявило, что для осуществления этого платежа у него нет ни желания, ни денег.
Поэтому, если договоренность с кредиторами не будет достигнута в ближайшее время, вероятнее всего, будет объявлен – если не сейчас, то в сентябре – мораторий на погашение кредитов. Но здесь хотелось бы внести ясность: мораторий не может служить помехой для достижения соглашения. Форма соглашения может быть любой, и предлагаются разные варианты – со временем можно поднять процентные ставки; или же правительство может осуществлять дополнительные платежи, если начнется рост экономики (хотя ценные бумаги, привязанные к росту ВВП, обычно не пользуются спросом на рынках, что позволяет сомневаться, сможет ли правительство их выгодно продать); кроме того, предлагают разработать целый набор вариантов решения – в том числе и путем сочетания разных способов частичного списания долга. И все эти варианты заслуживают внимательного изучения (конец цитирования).
P.S. Что, дорогие мои, даем задний ход? Мягко капитулируем от своих же собственных требований и тихо вытираем следы от ботинка на столе. Не будет никакой «кузькиной матери». Не будет и дефолта. Даже если будет введен мораторий, он станет, ну, не совсем мораторием, а сублимационным сигналом, чтобы с нами еще поторговались. В общем, по Фрейду.
И ничего плохого мы делать нашим уважаемым триллионерам не хотим. О то, что «долги – это взятка», даже не вспоминаем. Какая взятка?! Пошутить нельзя что ли? И вообще, где здесь окошко, куда платить, и строчка, куда ставить подпись о согласии с вашими условиями? Представление закончено. Наступают жесткие реалии бытия…