Досье — Киев

Украина: Пациент скорее не жив

О том, почему до сих пор официально не объявлено о дефолте Украины, хотя уже давно было пора это сделать, «ПолитНавигатору» рассказывает экономист Александр Дудчак.

— Почему не объявлен дефолт Украины? Уже сколько раз за лето его предрекали экономисты!

— Страна фактически живет в постдефолтном состоянии. Украину нынешняя команда управленцев вместе с «иностранным легионом» менеджеров довела до состояния коллапса.

Что было бы, если бы дефолт был объявлен? За долги пришлось бы распродавать остатки госсобственности. Но это и так делается. Список предприятий, не подлежащих приватизации, практически ликвидирован. С дефолтом социальные программы урезаются, выплаты сокращаются – в целях экономии. Но это и так уже сделано в Украине. После дефолта страна, фактически переходит под контроль кредиторов. Но Украина давно находится под внешним управлением, и нынешнее руководство делает все возможное, чтобы МВФ и посольство США остались довольны.

Яресько, отчасти говорила правду, когда заявляла, что в дефолте нет ничего плохого для населения. Ее слова лишь немного можно подкорректировать – населению уже сложно сделать хуже.

— Удивительное сочетание слов «Яресько» и «правда»…. Так, а в каком месте Яресько соврала?

— Соврала во всех местах. Дефолт просто ускорит те процессы, которые идут сейчас, а пополнения бюджета не будет все равно. Долги все же будут выбивать из Украины, темпы закрытия предприятий просто ускорятся, а соцвыплаты могут быть просто прекращены – ведь дефолт!

— Но Вы говорите, что дефолт фактически уже наступил?

— Дефолт Украины – не вопрос экономики. Он давно перешел в политическую плоскость.

Этот «мат в три хода» можно было устроить давно, примерно так: рейтинговые агентства Moody’s, S&P, Fitch, Bloomberg публикуют каждый свой дефолтный рейтинг, как в целом украинской экономики, так и отдельных ее крупнейших финансовых и промышленных структур; индексы ценных бумаг опускаются еще ниже, бурят дно; стимулируется отток капитала из страны, того, который еще не сбежал; выставляются требования об оплате долгов в сжатые сроки и в полном объеме, МВФ заявляет, о своей не уверенности в способности Украины выполнять обязательства; паника на валютном рынке Украины; резкое падение курса гривны; банкротство банков, а следом и предприятий, невыплаты зарплат пенсий и многое другое.

Всё.

— Если «всё», то почему не хороним?

— Украину поддерживают искусственно в состоянии между жизнью и смертью. И пациент скорее не жив. Искусственная вентиляция легких, искусственная почка, искусственное сердце, мозги на аутсорсинге.

— А смысл?

— Очевидно, Западу, а точнее США, нужна коматозная Украина для выполнения определенных функций, как-то – ведение войны на границах с Россией, ослабление Евросоюза из-за санкций/антисанкций, а также как территория, из которой можно еще выкачать определенные ресурсы. Зачастую, страну ввергают в состояние дефолта, если она пытается сопротивляться – так было с Аргентиной, Эквадором, Югославией и многими другими. Но Украина и так отдает все сама. Ее стимулировать дополнительно не нужно, Запад может растянуть удовольствие в спокойной для себя обстановке договориться между своими – кому что достанется от остатков «нэзалэжной» Украины.

— Украина показала неспособность выиграть войну. Сможет ли она выиграть мир?

— Для нынешнего руководства мир противопоказан. Тогда нужно будет заниматься восстановлением без возможности переводить стрелки на внешнего и внутреннего врага.

— Существуют ли сегодня у Украины какие-то предпосылки для построения эффективной экономической системы?

— Суть нынешней экономической модели – эффективность. Но для кого? То, что мы видим сейчас – это реализация самой жесткой либеральной модели, после которой, такая страна, как Украина распродается и поглощается крупным международным капиталом. Президент Порошенко откровенно заявил о планах – реализовать политику тэтчеризма и рейганомики, по его словам сейчас не время для социал-демократических идей. Но Украина – не только не Россия, но и не США, и не Великобритания.

И потому в Украине будет даже не тэтчеризм с рейганомикой, отчасти смягченные возможностями валют и вооруженных сил этих стран, благодаря которым и США, и Британия успешно выдаивают ресурсы из всего остального мира, а более чистый вариант этих доктрин – тот, который применялся в Чили Пиночетом, и в Аргентине, Бразилии, Уругвае, Боливии военными хунтами.

— И в чём главная фишка тех систем?

— Главный критерий такой системы – эффективность, прибыль. Человек становится лишь одним из видов ресурсов, и этот ресурс должен быть эффективным: отработал – умри. Минимум затрат – максимум прибыли. Пенсии в такой системе – в графе «прямые убытки». Детсады, школы, поликлиники – в минимально-достаточном состоянии для поддержания функционала рабсилы. Расходы на театры, библиотеки, отдых, детские лагеря – также считаются не эффективным расходованием средств. Примеров стран, прошедших такой путь, множество. И все они заканчивали катастрофическим расслоением общества – 1-1,5% сверхбогатых, минимум среднего класса, подавляющее большинство – беднеющая рабсила, в вечных долгах и кредитах.

— Нужна ли Украина Евросоюзу? Если нужна, то в каком виде?

— Украина для ЕС нужна также как назойливая муха в летний зной. Основные выгоды из украинских проблем получает США. Для Европы Украина – источник головной боли и прямых экономических убытков. Навязанные Штатами Европе антироссийские санкции уже больно ударили по европейской экономике. Одни «Мистрали» для Франции чего стоили. Украина нужна Европе на расстоянии – как рынок сбыта. Но и емкость этого рынка снижается в виду падения доходов украинцев. Как источник дешевой рабсилы, тоже не слишком привлекательна Украина – у самих стран ЕС безработица зашкаливает, а чернорабочих достаточно поставляет Болгария с Румынией. Из ценного для Европы могла бы быть земля, но площадями распоряжаются все те же Штаты. И Европа пока что покупает землю кубометрами – ценность украинских черноземов оценили еще в «объединенной» Третьим Рейхом Европе. Как тогда, ее вывозят и сейчас вагонами.

— На Украине много говорят о реформах. Те же Порошенко, Яценюк или Саакашвили ежедневно с надрывом сообщают об очередной реформе. В чём суть происходящего? Есть ли в их действиях и словах здравый смысл?

— Об этих реформах уже сказали, но можно добавить, что не дай, Боже, если им все реформы удастся реализовать. Тогда от Украины останется только пепелище. И восстанавливать будет намного сложнее, чем после Великой Отечественной.

— А почему они все такие демонстративно пьяные? Это безысходность или безнаказанность? Ведь их собственные телеканалы ведут прямые трансляции из административных зданий в рабочее время.

— Наверное, в трезвом сознании всю эту действительность пережить невозможно. Они прекрасно понимают, куда они ведут народ. И переживают, конечно же, не о народе, а собственной шкурке. Да и ни для кого не секрет, что Штаты не церемонятся с теми, кто на них уже отработал. Все большие «друзья» США были заменены самой же Америкой на других «друзей» — Шеварнадзе на Саакашвили в Грузии, Садат на Мубарака, Мубарак на Мурси в Египте, Коштуница на Тадича в Сербии и т.д., и т.п. И украинская «элита» понимает, что ее часики тикают, но все тише, и тише. Как тут не уйти в запой.