Результаты «радикальных реформ», анонсированных Арсением Яценюком после Майдана, рекордно обрушили экономику Украины, заявил на пресс-конференции в Киеве экономист Андрей Блинов.
«27 февраля 2014 года с парламентской трибуны новый премьер заявил, что Украина приступает к новому этапу радикальных экономических реформ. Этому событию через несколько дней исполниться 1,5 года. Как показывает мировая практика, период наиболее действенных реформ составляет от 12 до 18 месяцев. Например, реформы Бальцеровича в Польше шли очень быстро 9 месяцев, потом еще 6 месяцев с палками в колесах, потом Бальцеровича очень грубо отправили на долгие годы в забытье.
Поэтому очень важно подвести итоги этих реформ сейчас. Приведу одну неэкономическую цифру – сегодня Киев не контролирует 7,3% своей территории, включая Крым и т.н. ДНР и ЛНР.
ВВП Украины сейчас оценивается в 90 млрд долларов — это ровно вдвое меньше, чем он был в валютном эквиваленте по состоянию на конец 2013 года когда он составлял 180 млрд. долларов. Многие наши проблемы, в частности, с госдолгом – отсюда. У нас вырос не столько долг, сколько знаменатель в соотношении с ВВП.
Инфляция сейчас составляет 55% годовых, к концу года будет около 50%. Характер такой инфляции является разрушительным. НБУ прав, когда говорит, что при такой инфляции вести серьезные инвестиционные и инновационные процессы невозможно. Если ставка по депозитам составляет 25-27% в год, то это не перекрывает уровень инфляции. Нынешняя инфляция позволяет зарабатывать тем, кто может что-то купить для последующей перепродажи. С этим, как говорят, связана приостановка продажи «Одесского припортового завода», поскольку некоторые люди в правительстве получают на разнице цен на газ и аммиак очень неплохую ренту.
Официальная зарплата – приблизительно 160 евро. Это ниже, чем в Молдове и Албании, которые уже лет 10 как аутсайдеры в Европе. По неофициальным подсчетам, в крупных городах уровень зарплаты примерно вдвое выше, чем это официально декларируется. Но даже если это так, то мы все равно на третьем с конца месте в Европе, которое занимали до этого.
Потребительские настроения по данным компании Gfk Ukraine – 40-50 баллов, что говорит о том, что лишь четверть населения ожидает хоть какого-то улучшения своего материального положения в ближайшие 12 месяцев. ¾ населения по-прежнему смотрят в будущее с пессимизмом.
Розничный товарооборот падает на 26% в год.
Продажи легковых автомобилей резко упали. В прошлом году удалось продать 92 тыс. новых авто. В этом году впервые с начала 2000-х годов будет продано менее 50 тыс. легковых автомобилей с учетом новых «Тойот», средства на что изысканы за счет Киотского протокола. Это – абсолютный минимум за последние 15 лет. Это означает быстрое старение автопарка, как в 90-е годы, когда 10-15 тыс. долларов было много для среднего потребительского класса.
С 2014 года по 1 августа 2015 года с гривневых депозитов снято 78 млрд грн, с валютных – 13 млрд долл. Отток депозитов в гривне сейчас остановился, и если не будет новых банкротств банков, эта ситуация, скорее всего, будет зафиксирована.
В валюте ситуация не изменилась. За последние 21 месяц не было ни одного месяца, когда был приток денег в валюте. Из-за того, что в валюте можно снимать не более 15 тыс. грн в эквиваленте, население не очень верит и по-прежнему снимает депозиты.
По данным Госкомстата, соотношение инвестиций к ВВП составляет 14%. Для отдельных стран, таких как Китай, Вьетнам, в отдельный период СССР и некоторые нефтедобывающие страны, этот показатель на протяжении длительного времени существенно превышал 30%.
Как правило в странах, которые совершали экономический рывок, наблюдался большой скачок инвестиций. А сейчас у нас этот показатель – один из самых низких за все годы независимости. Инвестиций в стране очень мало.
Кредитования также очень мало. Предприятия говорят, что пытаются инвестировать за счет собственных средств, но понятно, что инфляция очень сильно вымывает оборотные средства.
За 18 месяцев НБУ профинансировал экономику на 220 млрд грн. Это – теневая эмиссия, о которой так много говорили. В прошлом году этот показатель разгонял «Нефтегаз», который получал вложения, продавал из НБУ и покупал валюту, преимущественно из резервов. В этом году инициативу перехватил Фонд гарантирования вкладов физлиц. Это плюс для обменного курса, потому что Фонд требует средства в гривне, поскольку выплачивает компенсации в гривне.
Месячная добыча угля составляет около 2 млн. тонн. Столь мало угля УССР добывала в 1944 году, после того, как Донбасс был освобожден от немцев. С тех пор не было ни года, когда добыча угля была столь низка.
В прошлом году случился Иловайск, добыча на Донбассе резко рухнула до 2,3 млн тонн. Казалось, что это самый минимум, но в марте и в июне этого года она составила 1,9 млн тонн», – перечислил эксперт.