Принято считать, что метод давления на другие государства путем экономических санкций зародился в Афинах в 432 году до нашей эры. Дескать, императора Перикла, а заодно и всех афинян не устраивал тот факт, что город Мегары укрывал у себя беглых рабов. В итоге, и вынесли все миром постановление, запрещающее мегарским купцам торговлю на территории всего Афинского морского союза. Что ж, на первых порах, такая выходка оказалась крайне удачной — Мегара стала стремительно беднеть. Однако уже совсем скоро санкции ударили и по самим Афинам, а еще через какое-то время свое веское слово решили сказать Спарта и Коринф, причем оказалось оно настолько неультимативным, что моментально развязалась Пелопонесская война, которую Афины благополучно и проиграли.
Я уж не знаю, извлек ли какой-то урок из всего случившегося сам Перикл, скоропостижно скончавшийся в 429 году до н.э., но многие политики тогда прекрасно усвоили следующее — экономические санкции эффективны лишь в тех случаях, когда: а) вы не связаны с будущей «жертвой» никакими торгово-экономическими отношениями; б) государство, против которого и вводятся санкции, можно победить на поле боя без особых проблем.
С тех самых пор, конечно, подобные запреты на торговлю вводились несчетное количество раз, а уже в XIX-XX веках вошли в обиход и традиционные в нынешнем понимании санкции. То есть, запреты на ввоз товаров, военная блокада, блокировка портов. Само собой, что применялись такие методы исключительно могущественными державами в отношении государств, которые вряд ли что могли противопоставить в ответ. Панама, Мексика, Аргентина — ну, что они, в самом деле, решали?
Пожалуй, единственный пример, стоящий особняком — это Италия 1935-го года, которая совершенно справедливо поплатилась за свои дерзкие похождения в Эфиопии. Тогда против режима Муссолини ополчилась Лига Наций, в одночасье установив все мыслимые и немыслимые торговые запреты. Вот только ничем серьезным это все, увы, не обернулось. Во-первых, государства, не состоящие в Лиге, на все эмбарго плевали, что называется, с высокой колокольни. Да и участники союза, честно говоря, тоже. Ибо партнером-то Италия была хорошим — кому захочется такого терять? Та же Германия и вовсе продолжала поставлять сырье, как ни в чем не бывало. Помимо этого, шумиха со всеми этими запретами вызвала в Италии самый настоящий подъем патриотических настроений, в результате чего страна испытала самый настоящий промышленный бум, а необходимость в иностранных партнера отпала полностью. Как итог — завоеванная Эфиопия в мая 1936-го и последующее июльское снятие всех санкций, обернувшееся, к слову, полной дискредитацией Лиги Наций.
Знают ли историю граждане-государе, заседающие в Еврокомиссии и прочих важных брюссельских органах — вопрос, конечно, достаточно интересный. Ибо все факты указывают на то, что всей этой санкционной истории они опираются исключительно на интуицию. Которая, увы, имеет привычку подводить своего обладателя. Перечислять основные этапы того, как еврограждане прозревали и начинали осознавать, что санкции, предпринятые ими в отношении России, имеют и обратную силу, уже не хочется — да всех и не упомнишь. Один недавний пример с французскими фермерами чего стоит — существенное сокращение рынков сбыта (хотя это и не единственный фактор) привело к тому, что цены на собственную мясную и молочную продукцию упали дальше некуда. Сегодня эта волна докатилась и до Брюсселя.
Наблюдая за такой агонией своих граждан, не выдержал и президент Франции Франсуа Олланд, который сегодня заявил о полной готовности поддержать снятие санкций против России. При том, правда, условии, что мир на Донбассе будет сохраняться. Говорит ли он это искренне или же пытается хоть как-то воодушевить свой народ — судить пока рано, однако сам по себе факт такого заявления уже показателен. Впрочем, не стоит забывать и о том, что организатор санкционного карнавала, США то бишь, напрямую с Россией если и торговали, то в объемах, гораздо меньших европейских. А потому уж Белому-то дому восстания американских фермеров ждать не придется. А посему даже и заикаться о возможном снятии санкций нужды нет. Вот уж кто уроки из истории извлекать умеет.