На официальном сайте МВФ в графике заседаний совета директоров появилась новая запись: «Reforming the Fund’s Policy on Non-Toleration of Arrears to Official Creditors», что можно перевести как «реформирование политики фонда в части задолженности перед нелояльными официальными кредиторами». Обсуждение темы запланировано на 8 декабря 2015 года.
За эзотерической формулировкой кроется каверзный вопрос: продолжать ли Международному валютному фонду кредитовать Украину в случае, если 20 декабря она не погасит трехмиллиардный долг России и её постигнет полномасштабный дефолт?
Напомню суть проблемы. В конце 2013 года Россия выдала Украине заем в размере 3 млрд. долл. 20 декабря сего года, согласно соглашению о займе, предстоит полное и окончательное погашение долга. Украинские власти, вдохновляемые из Вашингтона, заявляют, что погашать долг не будут. Киев в ультимативной форме предлагает Москве провести реструктуризацию долга на тех же условиях, на каких летом была проведена реструктуризация долгов Украины перед частными кредиторами (было предусмотрено 20-процентное сокращение основной суммы долга). Москва такой вариант рассматривать отказалась: российский заем относится к категории официального, должник не вправе требовать его реструктуризации. Отказ от погашения суверенного долга перед официальным кредитором означает дефолт государства, и МВФ не имеет права оказывать финансовую помощь такому государству.
Десятилетиями МВФ отрабатывал и шлифовал до блеска правила финансирования стран-членов. Однако это было до того, как весной прошлого года США втянули Фонд в свои нечистоплотные игры, связанные с Украиной. В начале прошлого года Вашингтон заставил МВФ начать крушить тщательно отрегулированный механизм международного финансирования, который создавался много лет. О грубейших нарушениях, допущенных Международным валютным фондом при выдаче кредитов Украине, я уже писал. За последние полтора года Фонд потерял остатки своей репутации, а 8 декабря он может закончить свое существование, совершив самоубийство.
Вокруг долга Украины перед Россией уже давно разворачивается мышиная возня. Арсений Яценюк много раз заявлял, что выданные Россией 3 миллиарда не относятся к категории официального кредита, и бесцеремонно пытался диктовать России: либо она присоединится к реструктуризации, проведенной с частными кредиторами, либо вообще ничего не получит. Все ждали окончательного заключения МВФ по вопросу о статусе российского займа Украине. Фонд долго, но вот наконец в ноябре официально объявил, что деньги, предоставленные Россией Украине, — это официальный кредит. Чиновники Фонда понимали, что решение, которого от них ждал Вашингтон (признание кредита частным, коммерческим), означало бы для МВФ самоубийство. Поразительно, что уже после официального заявления МВФ Яценюк снова огласил свой ультиматум к России, требуя от нее присоединиться к реструктуризации, проведенной частными кредиторами.
Думаю, что 8 декабря Вашингтон и некоторые его союзники в совете директоров Фонда попытаются выдать черное за белое и наоборот. Уже понятно, как может выглядеть заготовленный проект решения. В нём будет сказано, что, если государство-должник (Украина) пытается договориться об отсрочке или реструктуризации долга с государством-кредитором (Россия), а кредитор не соглашается, то из этого следует два вывода.
1. Первое из названных государств является «добросовестным» должником.
2. Даже если «нехорошее» государство-кредитор объявляет дефолт по долгу «добросовестного» должника, МВФ может продолжать кредитовать «добросовестного» должника.
Посмотрим внимательнее, как выглядели в последние месяцы действия «нехорошего» государства-кредитора (Российской Федерации) и действия «добросовестного» должника (Украины).
Действия «нехорошего» кредитора
Действие первое (его правильнее назвать бездействием). Еще в марте текущего года после резкой девальвации гривны уровень суверенного долга Украины перевалил за «красную черту» в 70% валового внутреннего продукта (ВВП). В соглашении о займе между РФ и Украиной было прописано, что кредитор вправе потребовать полного погашения долга в случае резкого ухудшения финансового положения должника. Конкретно была обозначена «красная черта» в 70% ВВП. Россия с марта 2015 года и по сей день ни разу не поднимала вопрос о досрочном погашении долга. Так может поступать очень «нехороший» кредитор!
Действие второе. В октябре месяце президент России В. Путин поручил министру финансов А. Силуанову проработать с МВФ вопрос о возможном перечислении Фондом 3 миллиардов долларов, которые могли бы в свою очередь быть использованы Украиной для своевременного и полного погашения своих обязательств перед Россией. Так может поступать очень «нехороший» кредитор! Кстати, Фонд на инициативу Путина прореагировал с точностью до наоборот. Осенью Фонд должен был Киеву перечислить, согласно графику, очередной транш займа, который как раз мог бы помочь Украине развязать долговой узел. Однако чиновники МВФ вдруг нашли много нарушений на Украине и заявили, что до конца года транш не будет перечислен. Полагаю, что отсрочка очередного транша запланирована для того, чтобы наказать «нехорошего» кредитора (Россию).
Действие третье. В ноябре месяце «нехороший» кредитор на саммите G20 предложил перенести погашение долга на последующие три года (2016-2018 гг.) равными частями (по 1 млрд. долл.), попросив США и их союзников выставить гарантии по обязательствам Украины перед Россией. На это предложение долго никакой реакции не было, и лишь 5 декабря Минфин России сообщил, что США отказались от предложенного Россией плана рассрочки по выплате суверенного долга Украины и не намерены предоставлять гарантии по украинским обязательствам. Ответ красноречив: он показывает, каково финансовое положение Украины и чего на самом деле добиваются США.
Действия «добросовестного» должника
Напомню, что участники кредитной сделки должны действовать согласно правилам МВФ (которые пока еще не успели переделать). А именно все инициативы по поводу каких-либо изменений первоначальных условий кредита должны поступать не от кредитора, а от должника. Это азбука международных финансов. Минфин России много раз заявлял, что никаких переговоров Киев с ним по вопросу долга не проводил и с просьбой о проведении таких переговоров не обращался. А об ультиматумах Яценюка в Минфине РФ узнают только из Интернета и телевидения.
Сейчас в Вашингтоне ожидают, что 8 декабря совет директоров примет решение, общие контуры которого я обрисовал выше. Чиновникам МВФ не позавидуешь. Ведь если Фонд поддержит требование Вашингтона, тогда многие государства почувствуют, что можно брать на вооружение украинскую практику. Вспомним, что летом сего года на грани дефолта находилась Греция и её тогда пугали тем, что после дефолта с ней не будут иметь дело ни МВФ, ни МБРР, ни ЕЦБ, никакие другие международные финансовые институты. А таких Греций в мире сегодня много.
Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку. Вашингтон требует, чтобы МВФ превратил Украину из тощего быка в Юпитера. Наверняка десятки государств-членов Фонда пожелают претерпеть такую же метаморфозу. И для МВФ это кончится полным банкротством. Суверенные кредиторы даже в случае объявления дефолтов и мораториев будут требовать погашения долгов от государств-банкротов. Будут судиться, обращаясь в международные суды. Трудно представить, как МВФ будет продолжать кредитовать таких банкротов. Те, кто хоть немного разбираются в кредите, понимают, какой хаос возникнет в сфере международных финансов.
Не знаю, чем закончится 8 декабря заседание совета директоров МВФ. Надеюсь, что у большинства членов совета (всего в Фонде 24 директора) хватит благоразумия и воли не принимать решения, которое ждут в Вашингтоне. Кстати, есть некоторые признаки того, что этого не произойдет. Ведь у США только 17% голосов в Фонде, а вместе с союзниками из G7 — 42%. Этого недостаточно для того, чтобы протащить решение о возможности финансирования Международным валютным фондом государства-банкрота. Я даже не уверен, что все союзники США поддержат самоубийственную резолюцию. А вот страны БРИКС, если им удастся привлечь на свою сторону еще несколько государств, сумеют заблокировать безумное решение (для вето необходимо 15% голосов).
Влияние США в МВФ слабеет. Об этом свидетельствует и упомянутое решение Фонда о признании российского кредита официальным долгом. Ещё один пример — решение Фонда о включении китайского юаня в корзину валют МВФ, которое тоже идёт вразрез с интересами Вашингтона. Атмосфера в МВФ все более нагревается. К 70-летнему юбилею Фонда в конце декабря она станет совсем горячей.