Досье — Киев

Мировой кризис, итоги недели: к биржевому краху всё готово

Пока Обама вещал в своей речи о «восстановлении после кризиса», Microsoft, Boeing и Apple за короткое время потеряли значительную часть своей капитализации.

Итак, фондовые рынки планеты продолжает штормить вторую неделю. Если не считать попытки реванша в четверг, 14 января, то графики индексов Доу-Джонса (DJIA), S&P-500, Nasdaq и прочих американских показателей непрерывно падают с начала года.

Да и результат четверга начисто срезается линией тренда, что намекает на искусственность (и на безуспешность) этой попытки выровнять падение.

Всего за две недели промышленный индекс Доу-Джонса опустился с 17.721 до 15.988 пунктов, то есть падение составило почти 11% (смотрите первую картинку — ред.). Что уже значительно больше, чем во время предыдущего осеннего падения, которое привело к сотням миллиардов долларов убытков американских корпораций и фондов.

При таком существенном падении, свыше 10%, у многих торгующих на заёмные средства (margin debt) уже должны наступать margin call, что дополнительно стимулирует падение и угрожает сделать этот процесс лавинообразным.

И, как любят говорить биржевые аналитики, индекс Доу-Джонса «преодолел психологическую отметку» в 16 тысяч пунктов.

Пока Обама вещал в своей лебединой речи о «восстановлении после кризиса» и «силе американской экономики», Microsoft, Boeing и Apple за короткое время потеряли значительную часть своей капитализации. Один Билл Гейтс с начала года «обеднел» примерно на шесть с лишним миллиардов долларов. Вот пусть ему Обама и расскажет про «стабильность, силу и непокобелимость».

Чтобы продемонстрировать опасность обрушения американского рынка в случае массового наступления margin call, приведу график из предновогоднего доклада Нью-йоркской фондовой биржи (NYSE).

Как видим из графика, практически все торгуемые на бирже ценные бумаги приобретены на заёмные средства. То есть в случае margin call обрушение будет полным.

Из этого же графика вытекает, что в США на сегодня практически нет настоящего инвестиционного капитала, он весь ушёл в работающие (производящие страны) – в Китай, Юго-Восточную Азию, Северную Европу и Россию. Остались одни спекулянты, причём и те торгуют в долг.

Тем же, кто привык только рассказывать, как у нас всё плохо, а у других бревна в глазу не замечает, график загруженности промышленности в США – чётко выраженный ниспадающий тренд.

И это не считая того, что значительная часть производств из США была просто вывезена за последние годы, преимущественно в Юго-Восточную Азию.

Такова природа одвичного лыцарства — американского экономического «могущества».

Александр Роджерс