Недавно мне пришлось принять участие в дискуссии по поводу так называемого «наследия», которое оставил СССР Украине в 1991 г. и как мы этим наследием распорядились.
Меня крайне удивило, что эксперты, представлявшие Киев, не только говорили откровенную неправду, но и практически не владели конкретными фактами.
В очень коротком выступлении (порядка 5 минут) очень трудно привести аргументацию, цифры, поэтому я постараюсь дополнить свое выступление некоторыми конкретными фактами.
В 1990 г. Украина была в составе СССР самой высокоразвитой в промышленном и технологическом отношении республикой. Её совокупный Валовый внутренний продукт превышал ВВП Польши.
Благоприятный климат, плодородные земли, развитые промышленность, образование, подготовленный технический персонал являлись существенными факторами экономического роста и развития. Этому также способствовали крайне низкие цены на ключевые сырьевые ресурсы: газ, нефть, топливо для атомных станций, которые по сути дотировали украинскую промышленность. Также были низкими затраты на оборону, управление, внешнеполитическую деятельность, финансовую и банковскую систему.
Все эти затраты осуществлялись через общесоюзный бюджет и их удельный вес был значительно ниже, чем сейчас.
Крайне выгодные условия кредитования позволяли осуществлять долговременные капитальные вложения. В 1990 г. Украина производила почти 300 млрд. кВт/час электроэнергии. В лучшем по этому показателю 2013 г. мы произвели примерно 200 млрд. кВт/час, то есть в 1,5 раза меньше. В 1990 г. мы добывали 5,3 млн. тонн своей собственной нефти, в 2013 г. около 3,0 млн тонн. В том же 1990 г. мы добывали почти 30 млрд м3 собственного газа, сейчас с трудом удерживаем добычу на уровне примерно 20 млрд м3. В 1990 г. наши металлургические комбинаты выплавляли почти 53 млн тонн стали, в 2013 г. мы произвели 32,7 млн тонн стали, что примерно в 1,5 раза меньше, чем при СССР. Особенно резкое сокращение произошло по производству продовольственных товаров, так например в 1990 г. Украина вырабатывала почти 9,0 млн. тонн сахара. В 2013 г. около 2,0 млн. тонн. Среднедушевое потребление мяса упало по сравнению с 1990 г. в 2 раза. Коров насчитывалось в 1990 г. во всех видах хозяйств около 25 млн. голов, в 2013 г. около 5,0 млн. голов.
Во времена СССР жилья для населения ежегодно строилось порядка 20 млн м2. В лучшие свои годы мы выходили на уровень примерно 10 млн м2.
Можно было бы привести немало цифр и фактов, которые убедительно показывают, что в 1991 г. Украина имела прекрасные стартовые позиции для развития, модернизации и роста благосостояния наших людей. Однако волюнтаристская политика тогдашнего руководства и основных политических сил привела к колоссальному системному экономическому кризису, приведшего к фактическому развалу того промышленного потенциала, который мы имели, и вместо того, чтобы заниматься модернизацией и постиндустриальной перестройкой, нам пришлось основные усилия сосредоточить на восстановлении того, что нам досталось в наследство. Судите сами, уже к 1998г. Украина потеряла 65% Валового внутреннего продукта, который имела в 1990 г. Основной удар пришелся на самые важные отрасли: электронная промышленность (ликвидирована полностью), машиностроение, легкая промышленность (ликвидирована почти полностью), строительная индустрия, пищевая промышленность и т.д. Путем колоссальных усилий нам в 2002-2004, в 2006-2007, в 2010-2013 гг. удалось восстановить уровень ВВП до примерно 72% от того, что мы имели в 1990 г. ( то есть подняться от уровня 35% до 72%, в 2 раза). Но эти наши усилия пошли «прахом» после государственного переворота в феврале 2014 г. Уже к концу 2015 г. то есть всего за 2 года уровень промышленного производства к 2013 г. упал до 65%. Если Украина и дальше будет идти путем переворотов, авантюр, то она постепенно деградирует окончательно.
Можно ли было избежать такого сценария развития ситуации? Однозначно можно. Если бы к власти в Украине не пришли в 1991 г. националисты, с русофобским уклоном, далекие от экономики и не стали бы с таким упорством разрушать реальное производство и заниматься авантюрами под названием реформы, которые не имели ничего общего с тем, что было нужно стране, но это тема уже особого разговора.
Очевидно следующее, что за 25 лет вместо системного обновления экономики, политическая элита Украины занималась ожесточенной борьбой за власть, что и привело к таким результатам.