Не успел пройти месяц с начала существования зоны свободной торговли (ЗСТ) Украины с ЕС, как представители бизнеса «молодой европейской демократии» засыпали СМИ своими жалобами, что так страстно желаемая ЗСТ с Евросоюзом на деле оказалась форменным кидаловом, и что выделенные Украине квоты на поставку мяса, пшеницы и другой продукции, выбираются буквально в течение нескольких дней.
Помнится, украинское руководство и бизнес неоднократно предупреждали, что в ЕС трудится масса собственных производителей чего угодно, и они гораздо ближе к телу брюссельской бюрократии, особенно те, что находятся в странах «старой» Европы.
Предупреждали и партнёры по СНГ, предупреждали бывшие «братушки» по соцлагерю и СЭВ, наступившие на еврограбли и утратившие целые отрасли промышленности только ради того, чтобы быть допущенными в прихожую «общего европейского дома» на правах не то прислуги, не то бедных родственников.
Почему украинский истеблишмент, бизнес и интеллигенция внезапно решили, что ради них евробюрократами будут сделаны исключения – неясно абсолютно. Хуже того. Находясь в плену иллюзий «Украина – цэ Европа», безответственные лица Неньки от души наплевали в колодец традиционной торговли и кооперации кое-как сохранённых, а то и вновь восстановленных горизонтальных связей после развала СССР.
Короче, не срослось в Европе, а теперь и Россия прихлопнула лавочку и транзит для украинских товаров. Однако же, селюковый гонор и баранья упёртость режима Порошенко не позволяет признать собственные провальные ошибки и попытаться пойти на нормализацию отношений. Вместо этого выбран курс «хошь огнём всё гори, абы по-моему», и теперь нищету приходится выдавать за добродетель, а то и за прорывные решения.
С очередным гитлериардом планов на «5 канале» выступил министр аграрной политики Павленко. Оказывается, Украина планирует зайти, откуда не ждали, и создать зону свободной торговли со странами Западной Африки.
«Мы рассматриваем возможность введения зоны свободной торговли со странами Западной Африки. Ведь здесь находится одна из самых мощных экономик Африки южнее Сахары — Нигерия. Кроме того, рынки Нигерии, Нигера, Гвинеи, Мали являются рынками сбыта для украинского сухого молока, и мы можем интенсифицировать это сотрудничество. Если будет создан ЗСТ с ECOWAS (региональный союз западноафриканских стран), экспорт украинской продукции вырастет в разы», — подчеркнул министр.
Нули от возможных барышей кружит голову аграрному министру и он нагнетает далее:
«Для Украины континент является важным рынком, экспорт украинской аграрной продукции в Африку с 1996 по 2014 год вырос в 24 раза. Наибольшая доля украинского аграрного экспорта приходится на зерновые — пшеницу, кукурузу, ячмень, а также на подсолнечное и соевое масло, отходы пищевой промышленности, семена масличных культур, сгущенное молоко. В 2015 году Украина значительно увеличила экспорт в Африку продукции с добавленной стоимостью: мяса, сыров и йогуртов, животного масла, продуктов переработки овощей, кондитерских изделий, воды, вина и табака. Помимо Западной Африки украинскую продукцию активно покупают в Северной Африке, прежде всего в Египте.»
Тут надо добавить, что рагули из партии «Самопомiч», в которой состоит министр Павленко, понимая, что сотрудничать с нынешним правительством Яценюка – значит заранее выкопать себе расстрельную яму, собиралась отозвать своего представителя из Кабмина. Но, видимо, министр Павленко так прикипел к своему креслу, так привык к окружающей пэрэможной трескотне, что наотрез отказался уходить с должности.
Видимо, министр Павленко до сих пор не в курсе происходящего в «перспективном» Мали, руководство которого позвало клятых москалей навести у себя порядок взамен колониальных французских войск, а также смотрит на докризисные показатели торговли Украины с африканскими странами.
Там и в самом деле было на что посмотреть, ибо, согласно Укрстату, экспорт химико-фармацевтических товаров в Нигерию достиг 3.3 млрд долл за период 2004 – 2008 годы, почти на 4-х миллиардные поставки продовольствия и 9-ти миллиардные поставки машин и оборудования всё в ту же Нигерию за тот же период. Но с другими странами, вроде Либерии, Ганы, Гвинеи-Бисау, Мавритании, Кот-д’Ивуар, Сенегала, объёмы украинского экспорта варьировались от сотен тысяч до десятка миллионов долларов в течение того же периода. Что объясняется достаточно просто: Нигерия является одним из африканских лидеров по добыче и экспорту нефти, что ставит Нигерию в исключительное положение по сравнению с соседями.
Правда, и тут надо сделать оговорку, что весь объём украинских поставок в страны Западной Африки, за период с 1994 по 2008 годы, не составлял даже 1% от импорта этих стран, и что львиную долю прибылей Украине приносила чёрная металлургия и изделия из неё (60-65%), и, в меньшей степени, продукция химпрома (7-30%). Поставки пищепрома и товаров массового потребления откусили всего 3%. Теперь же, война на Донбассе машет ручкой и передаёт горячий привет украинскому химпрому с металлургией.
Не хочется разрушать розовые иллюзии аграрного министра Павленко, но больших барышей от «мощного рынка» Западной Африки ему ждать не следует. Как свидетельствует структура импорта ECOWAS, прежде всего они нуждаются в технических товарах для обновления основных производственных фондов. В общем импорте стран ЗА доля технических товаров занимает четверть, что говорит о высоком спросе на них. Хотя бы потому, что основными потребителями техники в ЗА являются горнорудная, нефтедобывающая промышленность, а также собственное сельское хозяйство. То есть те отрасли, что пополняют копилочку национального фонда потребления.
Кроме того, ПолитНавигатор уже сообщал о показателях рентабельности сельскохозяйственной продукции за 2015 год из украинских официальных источников, которые очень красноречиво говорили о том, что украинское сельское хозяйство в обозримом будущем ждёт катастрофа, если выбранный курс аграрной политики останется неизменным.
Такое ощущение, что украинский министр Павленко решил повторить «достижения» царского министра Вышнеградского, торговавшего российским зерном в убыток внутренним потребностям, гордо произнёсшего знаменитую фразу «Сами недоедим, а вывезем!». Чем всё в результате закончилось – прекрасно известно и вошло в учебники истории.