Досье — Киев

Грабёж начинается с фразы: эффективный частный собственник спасет экономику Украины

Украинская экономика сегодня переживает не самые лучшие времена. И дело даже не в том, что в стране идет вялотекущая война. К этому как раз все уже привыкли. Дело в том, что вновь зазвучали знакомые уже за 25 лет слова о том, что эффективный частный собственник спасет экономику Украины.

Но что это означает?

Это означает, что будут грабить.

Все приватизации происходят всегда по одному и тому же сценарию. Сначала страна загоняется в финансовую пропасть, а затем заранее подготовленные пророки подсказывают ей выход. Причем выход предлагается всегда один и тот же: «Государственная собственность неэффективна, и ее может спасти только эффективный частный собственник».

Услышав это, Иосиф Сталин, при котором экономический рост на 1/6 части суши шел темпами, невиданными ни до, ни после, в который уже раз переворачивается в гробу.

Первый раз «эффективные собственники» на постсоветском пространстве появились в 1990-х. После их нашествия сотни предприятий превратились в банкротов, а потом — в фантомы. Но человеческий мозг устроен так, что все плохое забывается. И человек каждый раз надеется, что вот в следующий раз будет все по-другому.

Переворот в Киеве в 2014 году – это уникальный случай. В истории Украины, пожалуй, не было еще такого времени, когда прошлое, будущее и настоящее переплелись бы между собой, образуя неожиданные переплетения. Именно сегодня одновременно можно наблюдать за тем, как «эффективные собственники» лихо орудуют на отжатых или пока еще не до конца отжатых у государства предприятиях, загоняя их на дно. И при этом, переключив телевизор на другой канал, можно услышать мнение эксперта, говорящего, что страну может спасти только срочная приватизация государственного имущества, чтобы коррупционного чиновника заменил … спаситель.

Ранее все это разносилось по времени, давая мозгу обывателя возможность переключиться и тем самым сохраниться от преждевременного разрушения.

Нефтяной король Украины

Игорь Коломойский для Украины – фигура легендарная. В 1990-е он, как и его собратья-будущие олигархи, прихватизировал значительную часть государственной собственности и, таким образом, стал одним из главных «эффективных частных собственников» страны. К началу второго Майдана он, владея 42% акций, контролировал через подконтрольный ему менеджмент нефтедобывающую компанию «Укранфта», компанию транзитер «Укртранснафта» и Кременчугский НПЗ. Об их эффективной работе и поговорим.

Как уже выяснили правоохранительные органы Украины, много лет эффективный собственник Коломойский не только блокировал уплату государству дивидендов (НАК «Нафтогаз» владела 50% +1 акция указанных предприятий), но и уплату налогов в бюджет.

Возможно, эти деньги шли на инфраструктурные проекты и увеличение добычи нефти? Ничуть. Украина в последние годы стабильно сокращала добычу черного золота. Падение составляло 8-12% в год, что соответствует практически полному отсутствию инвестиций в бурение.

Фактически менеджмент Коломойского выдаивал активы кампании, максимизируя при этом прибыль, которую затем «забывал» распределять как дивиденды.

Весна 2014 года стала для всех эффективных собственников временем смутным, а значит, и временем больших возможностей. Именно в это время была провернута знаменитая афера по переработке 675 тыс. тонн технологической нефти на предприятиях Коломойского. Он самовольно выкачал ее из трубопровода, а полученное топливо продал по цене выше розничной. Пикантность ситуации придает тот факт, что балансовая стоимость этой нефти, по которой она «зашла» на НПЗ, была гораздо ниже рыночной.

Настоящий скандал разразился в конце 2014 года, когда выяснилось, что компания, сидящая на черном золоте Украины, фактически банкрот и не только не собирается выплачивать налоги, но и требует от государства возместить ей многомиллиардные долги.

Скандал вышел жуткий. Начало 2015 года было интересным. Пока войска киевского режима истекали кровью на фронте и пытались выйти из Дебальцевской западни, несколько батальонов Коломойского несли охрану собственности олигарха в Киеве, Днепропетровске и других местах, чтобы ни один государственный чиновник не смог нарушить интересов патрона. Кульминацией противостояния стал фактический захват ими центрального офиса компании «Укртранснафта» в Киеве в середине марта 2015 года.

На этом фоне серия долгих переговоров олигарха и президента Украины закончилась мировым соглашением, по которому Коломойский получал отступные и фактическую амнистию взамен на допуск в «Укрнафту» нового менеджмента.

Какой бред, если вдуматься. Какой-то олигарх шантажирует государство военной силой. А чтобы вернуть фактический контроль Украине над принадлежащим ей предприятием, требует отступных. Но таковы реалии в стране. Эффективный собственник оказался чересчур эффективным.

На этом, правда, история не окончилась. Не помог государству новый менеджмент с иностранным «эффективным» руководителем. За 2015 год из компании было выведено 18 млрд гривен. При этом ее долги кратно выросли, что в начале 2016 года стало поводом для нового громкого скандала, фигурантами которого стало высшее руководство государственной компании «Нафтогаз», не помешавшее разорению своей дочки «эффективным частным собственником».

На 1 января 2016 года задолженность ПАО «Укрнафта» перед государственным бюджетом составляла 10,4 млрд гривен (неуплата самостоятельно задекларированных сумм (!!!) рентных платежей, НДС и налога на прибыль). При этом дебиторская задолженность на тот момент составляла 18,676 млрд гривен, а чистый убыток по итогам года — «всего» 4,9 млрд гривен. И это в тот год, когда в стране была дикая инфляция, что должно было положительным образом отобразиться на статистике доходов.

«ПриватБанк»

Итак, как эффективный собственник Коломойский управился с попавшей к нему в лапы государственной собственностью, мы увидели. Может, это следствие не до конца оформленных на него имущественных прав? Давайте посмотрим, во что обошлось Украине эффективное управление Игоря Валериевича чисто частным активом.

«ПриватБанк» — это мамонт украинского банковского мира. Кризис 2014-2015 годов обошелся Украине очень дорого. Одной из самых главных статей убытков государства стало так называемое «рефинансирование» банков, которое в условиях трехкратной девальвации национальной валюты стало обычным грабежом его со стороны владельцев, даже если эти деньги возвращались.

Причем чем больше банк, тем наглее был шантаж. Угроза обрушения всей банковской системы Украины через банкротство «ПриватБанка» позволило выкачать из государства в 2014 году без малого 20 млрд гривен (на момент выдачи 1,5 млрд $). Как показало следствие по уголовному производству №42014000000001261, инициированное Генпрокуратурой Украины 13 ноября 2014 года по признакам преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 191 (присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением) Уголовного кодекса, руководство банка за первый постмайданный год выдало огромную сумму подозрительных кредитов украинским (более 40 штук) и зарубежным (более 50 штук) компаниям в размере 18-73 млн долларов. А затем, когда уже шло следствие, еще 10 млрд гривен, доведя сумму рефинансирования до 2 млрд долларов.

Стресс-тесты, проведенные весной-летом 2015 года, показали необходимость дополнительных вливаний в банк, а последние заявления регулятора говорят о том, что банк до сих пор находится под угрозой банкротства.

Ну что же, по-моему, достаточно. Пора подводить итоги.

Один только эффективный собственник Игорь Валериевич Коломойский только по двум описываемым случаям и только за последние два года обошелся Украине минимум в 3 млрд долларов прямых убытков. При этом недополученную прибыль и другие косвенные убытки от неэффективной работы эффективного частного собственника мы подсчитать не можем.

«Укрнафта» вместо того, чтобы стать одним из самых значительных доноров бюджета, как это произошло с нефтяными компании России, работала в роли пылесоса по перекачке государственных средств из казны в карман олигарха.

При этом автор сознательно не стал в рамках этой статьи поднимать вопросы с Одесским НПЗ, где фактически на чужом предприятии структурами Коломойского производилась переработка нефти из Турции (вероятно ИГИЛовской*). Это не только не принесло государству прибыли, но и стало причиной убытков от прекращения работы настоящего собственника предприятия. К тому же в будущем это может стать и поводом для дискредитации страны перед мировым сообществом.

«ПриватБанк» на поверку стал много более убыточным для государства, чем «Укрнафта».

Оппоненты могут возразить, что это результат деятельности олигархической модели экономики, с которой нынче борются. И если отодвинуть олигархов от власти, то вместо убытков страна получит большие доходы.

В теории звучит красиво. Но как это проверить? Олигархическую модель государства менять никто пока не собирается. Наоборот, за последние два года олигархи только укрепили свою власть над страной и ни с кем не собираются с ней делиться.

И вот именно они и подконтрольные им СМИ заговорили сегодня о том, что «эффективный частный собственник в очередной раз спасет экономику страны».

А значит, будут грабить.

Юра Сумы