Досье — Киев

Украинская ГТС в ожидании утилизации

Киевские путчисты пытаются приучить Украину жить без России. Как будто Российской Федерации нет, и никогда не было. Причем навык жизни без России Украине прививается настойчиво, последовательно и без всякой оглядки на деструктивные последствия.

С точки зрения Киева, между двумя странами идет «гибридная война», в которой противнику любым способом необходимо нанести максимальный урон. Именно поэтому Банковая последовательно разорвала почти все производственные связи Украины с Россией. В ход идут любые средства и методы борьбы. Украинская власть считает, что таким образом она наносит Москве значительный политический, финансовый и экономический урон.

Естественно, что Россия соответствующим образом реагирует на подобные действия Киева. Идя навстречу украинским пожеланиям, она поступательно выталкивает Украину из сфер своих экономических интересов. Причем выталкивает из тех сфер, в которых Киев хотел бы остаться, несмотря на свою громкую риторику о «российской агрессии». Поэтому на данный момент Россия взяла курс на окончательную ликвидацию транзитного потенциала Украины.

Дело в том, что транзит, идущий по украинской территории из Европы в Россию и обратно, традиционно является источником значительных доходов, поступающих в украинский бюджет. Это миллиарды долларов.

Однако чем больше Украина выпадала из торгово-экономической кооперации с Россией, чем дальше она удалялась в политическом плане от РФ, тем меньше в Москве ее рассматривали как удобную и надежную страну-транзитера.

Экономика непосредственным образом зависит от политики. Право продажи своего товара на чужом рынке необходимо заслужить или завоевать. Точно так же, как и возможность быть транзитным государством. За то и другое в мире идёт непрерывная борьба, часто переходящая в военные столкновения.

Поэтому внутренний рынок России — это приз, а российский транзит — это бонус. И первое, и второе надо заслужить. Потому что это очень выгодно.

Украинское руководство, в силу привычки, рассматривает российский рынок и транзит как некие данности, которые всегда были, есть и будут. Однако это стратегическая ошибка Киева. Именно поэтому Украина сперва потеряла российский рынок, а теперь теряет российский транзит. Трафики газа, нефти и грузов из России начинают постепенно обтекать украинскую территорию.

Наиболее важным транзитом для Украины является транзит природного газа.

Во-первых, он обеспечивает функционирование украинской газотранспортной системы (ГТС), через которую снабжается газом сама Украина (хоть в аверсном, хоть в реверсном режиме).

А во-вторых, Киев сейчас на газовом транзите зарабатывает около 1,5 млрд. долл. США в год.

Поэтому для Украины очень важно, чтобы её ГТС не только бесперебойно работала, но и давала максимальную прибыль.

Пропускная способность украинской газотранспортной системы — 110 млрд куб. м. в год. Однако в 2014-ом транзит российского газа в страны ЕС составил 59,4 млрд куб. м., а в 2015-ом — 67,1 млрд куб. м. Понятное дело, что подобная степень использования ГТС не устраивает Киев. Он хочет больше денег.

Именно поэтому в январе 2016 года «Нафтогаз» сообщил о том, что предложил «Газпрому» провести переговоры в связи с принятием в Украине новых правил ценообразования на услуги по транспортировке газа. По информации СМИ, если средний тариф на транзит тысячи кубометров российского газа на 100 километров в 2015 году составил 2,73 доллара, то в 2016 году его размер Киев хочет увеличить до 4,9 доллара. При этом Украина решила свою новую методологию расчёта стоимости транзита увязать напрямую с объёмами прокачки и потребовать от «Газпрома» бронирования максимального объёма транзита в размере 110 млрд куб м. газа в год. В итоге, недопрокачка российского газа по украинской ГТС на уровне 60 млрд куб м. должна автоматически поднять тариф транзита до 7,91 доллара, что обяжет Россию платить за прокачку газа около 6 млрд долл. в год.

Сей блестящий план обогащения «Нафтогаз» выстроил исходя из гипотетического предположения о том, что у России нет альтернативы украинскому маршруту транспортировки газа. Считая себя чуть ли не транзитным монополистом, Киев решил максимально поднять цену за транзит, и таким образом не только хорошо заработать, но и наказать Москву.

Однако Россия полностью отвергла вышеуказанные украинские претензии, апеллируя к действующему газовому договору, а в феврале 2016 года глава «Газпрома» Алексей Миллер нанес ответный удар, заявив о том, что проект «Северный поток-2» будет реализован до конца 2019 года. «Мы сейчас готовимся к проведению тендеров на закупку труб, в сентябре будет проведен конкурс на укладку трубы, и в начале 2018 года уже начнутся трубоукладочные работы», — сообщил он журналистам в Мюнхене.

Ну, а в июне 2016 года на экономическом форуме в Петербурге Миллер заявил о том, что уже с 2020 года транзит российского газа через Украину не будет превышать 15 млрд кубометров.

Как пояснил глава «Газпрома», «тариф на транспорт по «Северному потоку» составляет 2,1 долл. за 1 тыс. кубометров на 100 км. Газотранспортный транзитный тариф по территории Украины в настоящее время составляет 2,7 долл. на 1000 кубов на 100 км. То есть, транзит через территорию Украины на 20% дороже, чем по «Северному потоку». При этом Миллер подчеркнул, что эксплуатационные затраты по «Северному коридору», по системе магистральных газопроводов «Бованенково-Ухта», «Ухта-Торжок» значительно ниже, чем по «Центральному коридору». А поэтому «стоимость доставки газа из России в Германию по «Северному потоку» в 1,6 раза ниже, чем транзитом через территорию Украины при существующем транзитном тарифе», — резюмировал он.

Нет никакого сомнения в том, что Россия поставила перед собой стратегическую задачу в самые кратчайшие сроки закрыть свой транзит через украинскую территорию. Как заявил ещё в начале января 2015 года председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков, выступая в Вене на Европейской газовой конференции, решение о перенаправлении поставок газа в Европу в обход Украины с 2019 года, было принято высшим политическим руководством России. Судя по всему, данный вопрос находится на личном контроле российского президента.

В связи с этим, 4 сентября 2015 года «Газпром» подписал с европейскими партнерами соглашение о строительстве третьей и четвертой ниток газопровода «Северный поток», которые будут переправлять в Европу 55 миллиардов кубометров газа в год. В состав нового консорциума вошли шесть участников: «Газпром», E.ON, дочерняя компания BASF Wintershall, OMV, ENGIE и Royal Dutch Shell. «Газпрому» будет принадлежать 50% акций, европейским компаниям — по 10%.

С учетом проектной мощности «Северного потока» (110 млрд. кубометров газа в год), общая пропускная способность российских ГТС, идущих в обход территорий стран-транзитеров, составит 173 миллиарда кубометров газа в год. Не сложно понять, что этого объёма вполне достаточно, чтобы отказаться от использования украинской «трубы».

Строительству «Северного потока-2» сопротивляется ряд восточноевропейских стран — Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Эстония, Латвия, Литва и Хорватия. Однако, несмотря на это, Германия последовательно проталкивает реализацию данного проекта. Немецкое издание Die Welt, ссылаясь на свои источники в спецслужбах ФРГ, сообщило о том, что Германия всё в большей мере использует свой политический и административный вес в ЕС для продвижения проекта газопровода. И это не случайно, ведь его реализация сделает Германию энергетическим хабом мирового масштаба на рынке европейского газа, что в значительной мере увеличит немецкие капиталы, а также финансово-экономическое и политическое влияние в Европе. В случае полной реализации проекта «Северный поток», Германия сможет поставлять газ в страны Западной, Центральной, Южной и Восточной Европы, т.к. транзит по дну Балтики стоит дешевле, чем транзит через Украину и Словакию. Для ФРГ это очень выгодно.

Именно поэтому 6 апреля 2016 года, выступая в Европарламенте на конференции, посвященной газопроводу «Северный поток-2», глава «Нафтогаза» Андрей Коболев сообщил о том, что реализация данного проекта приведет к полному или частичному закрытию транзита российского газа в ЕС через территорию Украины. «Если «Северный поток-2″ будет построен, украинский маршрут должен будет быть перекрыт, полностью или частично», — сказал Коболев.

Однако грустные рассказы о трагической судьбе Украины, в случае реализации «Северного потока-2», в Европе никого не волнуют. Там каждая страна думает лишь о своих интересах. Поэтому когда дешевый газ пойдет в Европу из Германии, об Украине и её «трубе» там уже никто не вспомнит. Так устроен Запад.

При этом, когда кто-то из европейских партнеров пытается убедить Москву в необходимости сохранить значительный объём транзита через украинскую территорию, руководство «Газпрома» резонно спрашивает о том, кто компенсирует ему финансовые потери. «Мы иногда слышим, что необходимо оставить транзит через Украину в объеме примерно 30 млрд кубометров в год», — сообщил Алексей Миллер. «Давайте посмотрим, что это (означает) с точки зрения дополнительных затрат для «Газпрома». Это дополнительные эксплуатационные затраты на 25 лет в объеме от 25 до 43 млрд долларов. Возникает вопрос, кто и как компенсирует эти затраты «Газпрому?» — поинтересовался глава российского газового холдинга.

Необходимо учитывать, что украинская ГТС, как и вся инфраструктура Украины, крайне изношена. Ее первые трубы были смонтированы в 1977 году, а срок их эксплуатации — 40 лет. Это означает, что на содержание данной транспортной системы с каждым годом необходимо всё больше денег. В 2010 году обновление всей украинской ГТС требовало более 6,5 млрд долларов. Таких денег у Украины нет. И европейцев, желающих инвестировать в модернизацию украинской «трубы» тоже нет. России и Европе проще вложить 9 млрд. евро в строительство «Северного потока-2», получить новый трубопровод, удешевить транзит и снять риски, связанные с крайне нестабильной Украиной и российско-украинскими отношениями.

Кроме того, совершенно не исключена реанимация проекта «Южный поток». В конце февраля 2016 года Алексей Миллер, а также руководители итальянской компании Edison SpA и греческой DEPA SA подписали в Риме «меморандум о взаимопонимании» в отношении поставок газа из РФ по дну Чёрного моря. Меморандум был подписан с целью «организации южного маршрута поставок российского природного газа в Европу».

Не стоит забывать и о том, что начавшаяся нормализация российско-турецких отношений, способна привести к возобновлению ранее замороженного проекта «Турецкий поток». Как недавно заявил министр экономики Турции Нихат Зейбекчи, Анкара рассчитывает на то, что переговоры с Россией по строительству данного газопровода продолжатся. «У нас нет проблем по этому проекту. Период конфликта никак не затронул «Турецкий поток». Однозначно переговоры по нему продолжатся, будем разговаривать. Скоро министры энергетики также проведут переговоры», — сообщил Зейбекчи.

Чем все это в целом грозит Украине? Тем, что в самое ближайшее время её газотранспортная система окажется никому ненужной. Без России украинская «труба» не более чем груда ржавеющего металлолома. Без значительных объёмов газового транзита, Украина просто не сможет содержать собственную ГТС, а российский газ, идущий в Европу в обход украинской территории, сделает невозможным нынешний газовый реверс.

Впрочем, правительство Украины сможет хорошо, но не долго, зарабатывать, продавая конструкции ГТС как металлолом украинским металлургическим предприятиям, которые сейчас испытывают острую нехватку этого вторсырья.

Андрей Ваджра