Досье — Киев

Национализация «Приватбанка»: Ода Коломойскому

Осенью 2008 года одна незнакомая дама продала принадлежащие ей офисные площади в киевском «Ботаник Тауэр» на ул. Саксаганского за 800 тысяч долларов наличными. Хотела миллион, но сторговалась «всего лишь» за 800 тысяч.

Через две недели случился очередной всемирный кризис, который прошел и по Украине (спасибо глобализации, к которой мы все так стремились). Цены на недвижимость упали в разы, а дама как раз укатила на ПМЖ в США. Представляю ее радость от осознания вовремя оформленной сделки.

Умение вовремя продать (купить) – талант бизнесмена или удача, или результат полученных знаний и навыков, или обладание специфической информацией. Известный не только в Украине олигарх Коломойский, возможно, не обладает многими качествами – состраданием, чувством такта, неспособностью не взять то, что плохо лежит и то, что лежит хорошо… Но ему нельзя отказать в уникальном даре — чутье на то, что и когда нужно покупать, а что и когда нужно продавать.

В украинских СМИ уже несколько дней ходят упорные слухи о грядущей национализации «Приватбанка». Даже говорят, что решение об этом уже принято Нацбанком. Если это так и есть, то Коломойскому можно аплодировать стоя.

Продать созданный потом и кровью (не своими, конечно) самый крупный банк Украины, если и не на пике его могущества, то в период лидерства на внутреннем рынке – наступить на горло собственной песне. Но Коломойский не был бы Коломойским, если бы не сделал это вовремя. Сейчас Украина находится в схожей ситуации с осенью 2008 года. Отличие в том, что мировой кризис проявляется по-иному. Многие страны приспособились к нему. А, например, Россия, невзирая на потуги Запада с его санкциями, практически вернулась к показателям экономики досанкционного периода.

Угрожать Приватбанку сложно, так же, как и однозначно ответить на вопрос – кто от кого больше зависит – финансовая система Украины от Приватбанка, или Приватбанк от решений НБУ?

Воевать с властями в стране, в которой не действуют законы, смысла нет. Многие решения на высшем уровне принимаются, исходя из «политической целесообразности», с помощью «вооруженных активистов», а порой и при участии посла Соединенных Штатов. Это Коломойский знает на собственном опыте.

Впрочем, отчасти, отсутствие законов играет на руку и Коломойскому – он имеет и финансовые возможности купить решения суда, да и своя частная армия имеется.

Желание провести национализацию Приватбанка можно объяснить стремлением Порошенко к установлению монополии в финансовой сфере, а также к нанесению серьезного ущерба конкуренту в его финансовом могуществе.

Ради усиления своего влияния Порошенко готов пойти и на увеличение долговой нагрузки на бюджет – ведь не из своего кармана президент-кондитер будет вынимать деньги.

А против выделения средств на национализацию Приватбанка не возражает и МВФ. МВФ разрешил произвести эмиссию Нацбанку в размере 166 млрд. грн.(!), часть из которых может пойти на национализацию Приватбанка.

Впрочем, зная страсть нынешнего украинского руководства к тотальной приватизации, можно не сомневаться, что та часть Приватбанка, которая перейдет под контроль официальной власти, надолго у государства не залежится.

Она снова будет приватизирована, когда будет найден «эффективный собственник». А он уже найден, но пока не озвучен. И затраты на последующую приватизацию будут гораздо меньше той суммы отступных, которые получит Коломойский.

Как Украина проводит аукционы госимущества, можно видеть по процедуре приватизации Одесского припортового – чем дальше, тем дешевле для покупателя. И в этом случае разница в суммах национализации/приватизации, как обычно, будет украдена из карманов обычных граждан.

Для «пересичного» украинца серьезных проблем в этой процедуре нет, кроме ухудшения общей экономической ситуации в стране, что на себе ощутит каждый (увеличение долговой нагрузки на бюджет, последствия монополизации рынка, усиление общей нестабильности в финансовой сфере) – банк не закрывают, не ликвидируют, просто меняют собственника. Возможно, изменятся незначительно условия по кредитам и депозитам, но сейчас сложно чем-то удивить граждан Украины.

В самом Привате опровергают информацию о национализации. Но, если все же Коломойский пойдет на это и не окажет серьезного сопротивления, то такая сделка будет более чем выгодной для него. На вырученные средства вскоре он сможет не только вернуть потерянное, но и значительно расширить свое влияние в финансовой сфере Украины.

Александр Дудчак