Блокада Донбасса способствует дальнейшему развалу украинской экономики, а веерные отключения особенно сильно ударят по предприятиям непрерывного цикла.
Об этом на пресс-конференции в Киеве заявил украинский экономический эксперт Всеволод Степанюк.
«Блокада бьет и по экономике, и по политическому имиджу страны. Те, кто блокируют железнодорожные пути, показывают, что украинское правительство не контролирует собственные дороги. Любой инвестор, который еще думал сюда что-то инвестировать, передумает потому что главные вопросы любого бизнеса – логистика и обеспечение энергией. Если тут гарантий нет, то сюда никто не придет», — предупреждает эксперт.
Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский считает, что в результате блокады Донбасса энергосистема Украины оказалась без дешевого угля. В какой-то степени остановку блоков ТЭС можно компенсировать запуском газомазутных блоков, но это означает серьезные дополнительные расходы.
«Покрыть недостающие мощности не получится, в запасе есть где-то до 1 тыс МВт газомазутных блоков, и большой вопрос – запустятся ли они. Себестоимость производства электроэнергии на них достаточно высокая до 3 грн за кВт/ч». Кроме того, для запуска газомазутных блоков придется импортировать дополнительные объемы газа поскольку в хранилищах не хватит газа для их работы. Нужно будет порядка 3-4 млрд грн. Это дополнительная нагрузка и на НАК «Нефтегаз Украины», и на украинский бюджет. Надо будет брать откуда-то эти деньги», – предупреждает эксперт.
Также он подчеркивает, что импорт угля из дальнего зарубежья обойдется недешево.
«В лучшем случае мы получим этот уголь где-то к середине апреля, возможно, к началу мая. Такое решение несет высокие финансовые риски как для энергосистемы, так и для потребителей – цена этого угля будет минимум на тысячу гривен выше, чем угля, который завозится с неконтролируемых территорий. Если сейчас в тарифе предусмотрена цена 1700 грн, то если считать по настоящему Роттердамскому индексу (а не тому, который прописан НКРЕКУ), то чистая цена составит где-то 2700 плюс транспорт, налоги и, естественно, продавец захочет получить максимальную маржу, то есть страховки, риски… Кстати, и стопроцентная предоплата будет иметь место. Соответственно, цена существенно вырастет и это сразу отразится на оптовой рыночной цене, которую НКРЕКУ вынуждена будет поднять. Следовательно, будут подняты тарифы для промышленности и населения», — сообщает Землянский.
По его словам, даже нынешняя высокая цена электроэнергии покажется не такой уж высокой по сравнению с ценой после перехода на импортный уголь, а все тяготы и лишения от веерных отключений до роста тарифов лягут на плечи простых граждан.
При этом, отмечает эксперт, Украина под лозунгом энергонезависимости окажется еще более зависимой от импорта из России.
«Чтобы оперативно покрыть дефицит, ресурс кроме как в России взять негде. В случае блэкаута чтобы восстановить энергосистему и «прикуриться» мы тоже можем только от энергосистемы России», — говорит Землянский.