Досье — Киев

Шантаж США приведёт страны БРИКС к отказу от доллара

США усиливают шантаж по всем фронтам: Капитолийский холм объявил России санкционную войну, а Белый дом усиливает торговый прессинг на Китай, собираясь ввести новые ограничения на поставки стальной продукции из Поднебесной.

В ответ Москва и Пекин в рамках БРИКС собираются в перспективе отказаться от доллара во взаиморасчетах. Это будет означать конец эпохи безраздельного финансового господства США в мире.

Сразу после принятия обеими палатами конгресса США пакета новых санкций против России замглавы МИДа РФ Сергей Рябков выступил с грозным предупреждением в адрес Вашингтона.

«Санкции США против России будут лишь подталкивать РФ к созданию альтернативной экономической системы, при которой доллары в расчетах будут не нужны», — заявил российский дипломат.

Думается, совершенно не случайно такое резкое заявление прозвучало со Смоленской площади в канун открывшегося 1 августа 2017 года в Шанхае двухдневного саммита министров торговли стран БРИКС. Эта организация, куда входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика, становится мощным противовесом клубу западных стран под названием «большая семерка».

Сегодня на долю входящих в БРИКС стран приходится 26% территории Земли, 42% населения планеты (почти три миллиарда человек) и 27% мирового ВВП. Причем, по прогнозам экспертов, к 2050 году на долю стран БРИКС будет приходиться уже более 40% мирового ВВП.

Впрочем, на Шанхайском саммите министры торговли БРИКС не стали форсировать события и не приняли решение об отказе от доллара и переходе во взаиморасчетах на другую валюту.

Как заявил министр экономического развития Максим Орешкин, переход стран БРИКС, в частности России и Китая, к расчетам на национальной валюте может произойти в ближайшее время. Пока же министр озвучил такой впечатляющий факт: к 2020 году товарооборот между Россией и Поднебесной может достигнуть 200 миллиардов долларов.

Между тем в кулуарах саммита в Шанхае обсуждались детали создания внутри организации новой валютной системы, исключающей использование доллара. Еще в 2015 году Владимир Путин заявил: «Нами приняты решения о более широком использовании в экономических обменах национальных валют.

С некоторыми странами мы создали специальные пулы валют. Например, с КНР наши центральные банки обменялись соответствующими объемами ресурсов, своп организовали. Я думаю, что и такое же развитие с Индией, Бразилией, с ЮАР было бы интересным».

За два года, прошедшие после этого заявления, уже проделана значительная подготовительная работа по переходу на нацвалюты во взаиморасчетах. Россия собирается до 50% расчетов во взаимной торговле с Китаем перевести на национальные валюты.

Вопрос ставится шире: не только отказаться от доллара, но и обеспечить финансовую независимость от Запада. Так, страны БРИКС уже согласовали основные принципы работы Нового банка развития, который рассматривается как противовес Всемирному банку, в котором тон задают американцы.

Кроме того, создан пул условных резервных валют и обсуждается идея создания собственной расчетной системы (аналог SWIFT, зарегистрированной в Брюсселе).

В настоящее время более 300 российских банков перешли на альтернативу SWIFT — так называемую систему SPFS (System for transfer of financial messages). Председатель Центрального банка России Эльвира Набиуллина заявила по этому поводу:

«Звучали угрозы, что мы можем быть отключены от SWIFT. Поэтому мы завершили работу над собственной платежной системой, и если что-то случится, все операции в формате SWIFT будут работать внутри страны. Мы создали альтернативу».

Одно из главных условий для перехода во взаиморасчетах на нацвалюты — это устойчивость денежной единицы каждой из стран, входящих в БРИКС. В частности, курс российского рубля в ближайшее время может снизиться, что связано с относительно низкими мировыми ценами на нефть (в пределах 52 доллара за баррель).

Пока очевидно то, что решение майского саммита ОПЕК об ограничении нефтедобычи не позволяет увеличить спрос на «черное золото» на мировом рынке. Главная причина — агрессивная энергетическая политика США.

Американцы не только наращивают добычу и экспорт сланцевой нефти, но и уже наладили поставки танкерами сжиженного газа в Европу, что также влияет на цены на мировые энергоресурсы.

Однако нестабильный курс национальных валют — не единственное препятствие на пути к отказу от доллара во взаиморасчетах. Еще одна проблема состоит в том, что на долю товарооборота стран БРИКС приходится лишь 10% общемировой торговли. Так что есть еще одна задача: повысить показатель взаимной торговли.

Между тем Москва и Пекин как ведущие игроки внутри БРИКС сделали важный шаг на пути отказа от доллара: они ввели взаиморасчеты в юанях. А Центральный банк России открыл свой первый иностранный филиал в Пекине, что значительно укрепит связи между финансовыми институтами двух стран.

Вот так санкционная война США против России и усиление торгового давления Вашингтона на Китай приводят к консолидации усилий Москвы и Пекина, равно как и других участников БРИКС, чтобы положить конец безраздельному господству доллара на планете.

Думается, в самое ближайшее время монополия доллара в мире рухнет под напором объединенных усилий стран БРИКС, которые рано или поздно создадут альтернативу американской валюте во взаиморасчетах.