На первый взгляд, случившийся скандал с критичностью зависимостью армии США от поставок китайскими коммунистами комплектующих, кажется просто смешным. Власти Соединенных Штатов сначала объявили Китаю глобальную войну с официальной целью полного выпиливания «всего китайского» из американского мира, и лишь потом решили с умным видом провести анализ состава закупок американской армии.
И тут вдруг они внезапно выяснили, что, например, последняя в Америке местная компания, производившая полиэфирные волокна, составляющие основу палаточных тканей, проиграла рыночную конкуренцию и полностью вышла из бизнеса. Теперь весь объем палаток, тентов и прочих товаров этой группы армия США покупает в Китае. Конечно не напрямую, через посредников, но сути дела это не меняет.
В руки журналистов попал трехсот страничный комплексный доклад Пентагона «Оценка и укрепление производственной и оборонной цепочки поставок. Отказоустойчивость США», датированный сентябрем 2018 года. Он читается как смесь увлекательного романа с очень смешным комедийным шоу, где палатки выглядят просто мелкой несуразностью. Оказалось, что львиная доля алюминия, используемого американскими военными поставщиками – также почти полностью имеет преимущественно китайское происхождение. Либо, что еще смешнее, российское. Нет, в Америке существуют и местные производители, но их продукция у Пентагона не пользуется популярностью из-за дороговизны.
Помимо алюминия, в стратегической зависимости от главного геополитического противника, с которым возникновение прямой войны считается абсолютно неизбежным в течение ближайших полутора десятков лет, США находятся по таким материальным группам как стали, включая специальные, кабельная продукция, точное машиностроение и материалообработка, узлы и блоки (особенно в авиации и кораблестроении), а также электронике (в первую очередь, на уровне элементной базы).
Еще в конце первого срока президентства Барака Обамы Счетная палата провела ревизию ВВС и доложила, что элементы, вплоть до целых узлов, непосредственно китайского производства используются в истребителях F-15 и конвертопланах V-22. В бортовой электронике ударных вертолетов McDonnell Douglas AH-64 Apache, составляющих основу огневой мощи американской армейской авиации, широко использовались контрафактные комплектующие из Китая, в США лишь перемаркированные для придания видимости продукции местного производства.
Масштаб вскрытой проблемы оказался стратегическим. Помимо «Апачей», китайские радиодетали, включая микросхемы и процессоры, широко использованы в вертолетах Sikorsky SH-60 Seahawk, практически всей номенклатуре транспортной авиации и по меньшей мере в 60% наименований ассортимента стоящих на вооружении ракет, включая ПРО.
На основании того же отчета The Washington Post пыталась конкретизировать источник проблемы в падении образованности американского инженерного корпуса. Все больше инженеров оказываются иностранцами. И еще хорошо если натурализованными. Достаточно часто подрядчики Пентагона, в конечном итоге, через цепочку посредников вынуждены размещать субзаказы, в ряде случаев, даже в Индии.
Сейчас Reuters пытается обвинить во всем последствия экспансионистских действий Пекина, либо скупивших американских производителей с целью получения доступа к передовым американским технологиям, либо разоривших их слишком низкими ценами на свою продукцию.
В действительности все это лишь следствия куда более фундаментального процесса. Чем больше государство взаимодействует с экономикой, тем сильнее оно оказывается зависимым от доминирующих в ней принципов и подходов. Это для Белого дома, Капитолия или Пентагона с Лэнгли обороноспособность является изначально стратегической задачей безопасности государства. Американские военные корпорации этот вопрос воспринимают в первую очередь как ключевой источник получения прибыли.
А так как ее максимизация для акционеров является главной задачей, то оптимизация издержек за счет диверсификации поставщиков есть даже не просто какая-то культурная традиция, а повседневная базовая технология бизнеса. Если для расширения масштабов прибыли нужно купить алюминий у китайцев, значит так тому и быть. Что? Отечественные производители без заказов умрут? И что с того?
В сущности, еще в ноябре 2011 года Defense News рассказывали о выводах Комиссии Сената США по делам вооружений (ASC), расследовавшей, как тогда было модно выражаться, проблему проникновения «подделок» в военную область страны. Уже тогда отмечалось, что почти 70% деталей были закуплены в Китае, а еще 20% по бумагам числились от канадских и британских производителей, но на самом деле также происходили из Китая. И этот процесс лишь набирал обороты. В 2005 году было зафиксировано 3868 случаев использования «подделок». В 2008 — уже 9356.
Самое смешное, в ряде случаев речь шла не только о собственно товарах китайского «происхождения», но о прямом использовании б/у агрегатов. Например, руководство Boeing уведомило Пентагон, что случайно, по ошибке, установило на патрульные противолодочные самолеты P-8A Poseidon «восстановленные» системы обнаружения обледенения крыла еще на этапе проектирования. Как такое возможно сделать случайно, остается загадкой до сих пор.
Тогда крайним назначили контрагента — британскую BAE Systems, такие систему производившую и не уведомившую заказчика «о некоторых важных деталях». Например, что все ключевые компоненты системы закупались у японской компании A Access Electronics, подразделения китайской A Access Electronics, работающей в Шэньчжэне.
Впрочем, ряд головок самонаведения зенитных ракет вообще оказался изготовлен из отходов в прямом смысле этого слова. Цепочка выглядела так. Гонконг стал лидером по скупке всевозможной сломавшейся электроники. Там она перерабатывалась с целью извлечения из плат «всего еще рабочего», в первую очередь, элементной базы, которая тщательно мылась, перекрашивалась, лишалась маркировки и в анонимном виде продавалась на рынке через цепочку посредников, на каждом этапе все меньше упоминавших про источник происхождения товара. В конечно итоге, он приходил в США уже как новый, но существенно дешевле рынка, и оказывался дальше в военной электронике «чисто американского производства».
И что? И ничего. Совсем. Вообще. Пресса пошумела. Назначенных стрелочников наказали. Большинство через некоторое время помиловали и доступ к военным заказам вернули. Рынок, он такой. А вся нынешняя шумиха начата лишь с целью использования компромата в конкурентной борьбе для выбивания из бюджета более жирных гарантированных контрактов. Поменялись лишь названия компаний.
Впрочем, тут мы совсем не против. Как уже говорилось ранее у классиков, «верной дорогой идете, товарищи». А вот для российской оборонки этот иностранный опыт должен стать темой для очень хорошо подумать о степени допустимости частников к теме военных заказов.