И я такие неоднократно писал по самым разным поводам. Но сегодня я отступлю от этого правила и напишу лишь один сценарий для США, который я на сегодня считаю базовым и наиболее вероятным.
Конечно, с пояснениями, почему именно так.
Начнём с экономических предпосылок. ВВП США в этом году просядет по разным оценкам от 10 до 15%, Минфин намерен увеличить государственный долг на три с лишним триллиона, нефтехранилища забиты (что бьёт по нефтедобывающей отрасли), авиационная отрасль страдает одновременно от многочисленных скандалов с «Боинг» и от массированного сворачивания авиасообщения между большинством стран мира.
За семь недель количество безработных в США выросло почти на 34 миллиона, а это около 20% от всей рабочей силы страны.
Это по цепочке уже влечёт существенное сокращение покупательной способности населения, рост задолженности по кредитам, невыплаты по ипотеке и просрочки по аренде квартир.
Или, в переводе в экономические термины, схлопывание деловой активности и потребительских ожиданий.
А дальше недобор налогов, урезание расходов (в том числе сокращение численности сотрудников) и новый цикл затягивания депрессионной петли.
Трамп не зря пытается переложить ответственность за падение экономики на губернаторов. Потому что многие в США понимают, что экономический кризис вызван не эпидемией коронавируса (она его только усугубила), и после отмены карантина никуда не уйдёт.
Падение грузоперевозок и снижение потребления электроэнергии в США начались задолго до нынешних событий – ещё с осени 2018 года. И с тех пор идёт падение промышленного производства.
Хорошие аналитики из «Абердин» и ряда других фондов это констатировали и советовали готовиться к продолжению отложенного кризиса 2008 года.
Россия практически полностью избавилась от американских «ценных» (особо) бумаг, а Китай сократил свои вложения в них с 1,32 до 1,09 триллиона. И, по некоторым данным, собирается сбросить ещё крупную партию «трэжерис».
Тут ещё развязанная Трампом торговая война с Китаем вылезает неожиданным для него боком. Некоторое время назад Китай заключил с США промежуточное соглашение, где обязался закупить в Штатах большое количество свинины, кукурузы и сои.
А теперь, в связи с эпидемией, в США возник значительный дефицит мяса – потому что около двух десятков мясокомбинатов были закрыты на карантин, когда там обнаружили заболевших сотрудников. Дефицит настолько существенен, что несколько сетей быстрого питания убрали из своих меню бургеры, потому что не хватает мяса для котлет и стейков.
И в этот момент китайцы говорят «Вы обязались – так продавайте нам свинину в обещанных объёмах, или платите неустойку». Говорят, Трампу уже сильно не нравится заключённая им сделка, которой он ещё недавно так хвастался в твиттере.
На всё это накладывается политическое противостояние.
Основной кандидат от демократов – Джо Байден – впал в тяжёлую стадию деменции, а также обвиняется в сексуальных домогательствах. Перефразируя товарища Саахова, у него сейчас два пути – или в Белый Дом, или к прокурору.
Примерно аналогичная ситуация и с рядом других лидеров Демпартии.
Трампу также отступать некуда – ряд его соратников уже умудрились посадить в тюрьмы на различные сроки или поломать им жизнь другими способами.
Как гласит одна из стратагем Сун Цзы, «Если вы хотите, чтобы противник не дрался в полную силу, то оставьте ему пути для отступления». Ни у демократов, ни у республиканцев сейчас путей отступления нет – Vae victis, горе проигравшим.
Уже сейчас группировки вооружённых радикалов ходят на митинги организованными толпами. Уже сейчас во многих городах уличные столкновения (пока без огнестрела, но с палками и слезоточивым газом) а-ля евромайдан.
А что будет к осени? К осени будут десятки миллионов безработных, коллапс с жилищным вопросом и дефицит продовольствия.
И есть ещё один фактор, который практически никто не учитывает. В стране сотни тысяч ветеранов, прошедших горячие точки.
Война Алой и Белой Розы началась потому, что после поражения от Франции в Англии было полно безработных наёмников.
Война за независимость Малороссии 1648 года началась потому, что куча наёмников вернулась на Запорожскую Сечь после окончания Тридцатилетней войны.
Гуситские войны во многом начались потому, что в Чехии после польских войн с Тевтонским орденом и Грюнвальдской битвы было много безработных ландскнехтов (в том числе и Ян Жижка).
В США сейчас тоже огромное количество людей, имеющих опыт как организации «цветных революций», так и участия в горячих точках. И стволов на руках у населения больше, чем самого населения.
И рассуждения «Не хотелось бы, гражданская война в стране с ядерным оружием слишком опасна» бесполезны. Такой бурлящий котёл не может не взорваться.
Александр Роджерс