В целях оптимизации системы учета автомобилей и комплектующих, снижения трудоемкости, повышения качества, а также для эффективного решения логистических задач ОАО АвтоВАЗ планирует внедрить в производство прогрессивные системы радиочастотной идентификации (RFID-Radio Frequency Identification Device) — новые формы бесконтактного считывания информации.
В настоящее время сформирован и находится в стадии согласования бизнес-план. В текущем году проект будет «выдвинут на первое место» в деятельности дирекции по информационным системам ОАО АвтоВАЗ. RFID-системы состоят из общей антенны, подключенной через управляющий контроллер (RFID-Reader) к компьютерной сети и радиоидентификационных меток, которые крепятся к автомобилю или компоненту. Бесконтактное считывание информации происходит на расстоянии нескольких метров в зависимости от применяемого оборудования. Эти технологии приходят на смену общепринятой системе штрих-кодов.
В настоящее время система радиочастотной идентификации частично уже используется на АвтоВАЗе для идентификации подвесок в накопителе двигателей в механосборочном производстве и на испытательном треке для контроля движения автомобилей. По словам начальника центра проектирования информационных систем ОАО АвтоВАЗ Вадима Шлыкова, более широкое применение данной технологии позволит решить комплекс задач.
«Во-первых, за счет радиоидентификационной метки можно получить детализированное «электронное досье» на автомобиль, которое позволяет фиксировать его компонентный состав (производителей автокомпонентов), стоимость, контролировать перемещение по всем технологическим участкам вплоть до пересечения контрольно-пропускных пунктов. Во-вторых, идентификация узлов и компонентов автомобиля поможет оптимизировать многие производственные процессы, реализуя такие принципы поставки комплектующих, как «just in time» («точно вовремя») и «just in sequence» («точно в последовательности»). В-третьих, бесконтактный способ регистрации данных по перемещению товарно-материальных ценностей позволит существенно снизить себестоимость и повысить достоверность информации за счет исключения «человеческого фактора» из процессов учета и контроля», — сообщили в пресс-службе.
В качестве «полигона» для отработки новой технологии сейчас задействовано производство пластмассовых изделий ОАО АвтоВАЗ, которое является поставщиком бамперов и панелей приборов для сборки автомобилей на главном конвейере предприятия. Кроме производства пластмассовых изделий, данные технологии планируется внедрить на главном конвейере и в производстве контроля, испытания и доработки автомобилей. Впоследствии возможно использование этих инноваций при решении задач гарантийного ремонта и борьбы с контрафактом на рынке запасных частей.
Предполагается, что использование RFID-систем позволит АвтоВАЗу выйти на «новый технологический уровень», обеспечивающий более эффективную работу всех звеньев в процессе создания автомобилей Lada и способствующий повышению их качества.