Досье — Киев

Бортническая станция аэрации на грани катастрофы

То, что творится на самой станции, рабочие называют Армагеддоном. Первый блок очистительных сооружений практически разрушен; ил девать некуда – поля переполнены в десятки раз; и повторения пожаров никто не исключает.

Зам мэра Анатолий Голубченко уже ведет переговоры о кредите, который нужен, чтобы привести в порядок Бортническую станцию аэрации. Для ее полной реконструкции требуется, по предварительным подсчетам, 500 млн евро (с учетом строительства илосжигательного завода),- сообщает газета Кияни.

– Я в дружеской беседе предложил начальству продавать ил арабам, – говорит технолог станции Анатолий Олейник. – Они в пустыне, среди песков, сделали бы себе хорошую почву. Такой бурьян бы рос!

Мне сказали, что это наше национальное богатство – девять миллионов тонн грязи. Это же торф, сколько энергии можно экономить. Иловые поля (200 га) переполнены раз в сто. На полях слой ила не должен превышать 70 см, так сейчас там по пять метров. Ясно, что будут возникать пожары. Рабочие должны косить бурьян, что растет на иле, но кто ж туда полезет, ведь можно провалиться и утонуть, как в зыбучих песках! Вот трава и сохнет на солнце, а потом горит.

В день станция аэрации сливает на иловые поля 300–500 тонн грязи. Это примерно пять вагонов. Первый блок очистительных сооружений построили 45 лет назад. Его собирались реконструировать еще в советское время, но соорудить успели только насосную станцию.
Этот блок должен перерабатывать 600 т ила в сутки, но из-за изношенности он перерабатывает всего 180 т, это 20% нагрузки всей станции.

– Первый блок нужно реконструировать в первую очередь. Вот первичные отстойники вообще до ручки дошли, – технолог показывает нам заржавевшие и прогнувшиеся конструкции илоскребов внутри отстойников. – Из четырнадцати отстойников первой линии работают только пять, половина вообще ремонту не подлежит.

Воздуходувные агрегаты тоже со времен царя Гороха, у них мощность – 1250 кВт. Это огромный перерасход энергии. Мне не нужно, чтобы работали три воздуходувки, но половину воздуходувки включить невозможно. Рабочие – как слепые котята: ни у технологов, ни у операторов аэротенков нет ни одного прибора.

Недавно загрязнение стоков на входе в станцию превышало норму, думаю, втрое (это я на глаз определять научился, ведь наша лаборатория три дня готовит результаты анализов). Так как я могу вовремя принять меры в таких условиях?

Бетонные стенки аэротенков тоже давно развалились и обсыпались. Из шести еле-еле работают только четыре, два разрушены полностью.

Два других очистительных блока построили позже, поэтому они еще кое-как «дышат», но, во-первых, это не надолго, а во-вторых – они устаревшие и неэкономные.

– В любой момент может случиться авария, – говорит Анатолий Олейник. – Худшее – все киевские стоки поплывут в Черное море, как минимум – мы не сможем нормально очищать воду.