Сегодня в Москву прибудет госсекретарь США Джон Керри, и, как уже стало известно, сначала встретится с главой российского МИДа Сергеем Лавровым, а потом проведет переговоры с Владимиром Путиным. На повестке дня — опять-таки, как сообщают официальные источники и в России, и в США — будут два вопроса: Сирия и Украина. И это немного странно: если первый пункт программы удивления не вызывает, то второй представляется, мягко говоря, притянутым за уши.
Сирия? — Да, конечно, хотя вопрос априори ставится шире. Под брендом «Сирия» почти наверняка будут обсуждаться сценарии переформатирования всего Ближнего Востока, и нет ничего удивительного в том, что нынешняя администрация США обеспокоена подобной перспективой. Чтобы демократическая партия позорно не провалила следующие президентские выборы, ей важно сохранить за США существенные сферы влияния в этом регионе.
Пока все выглядит для нее не слишком радужно: можно еще пятьдесят раз с различных трибун провозгласить «халва» — сиречь «Асад должен уйти» — но во рту слаще от этого не станет. Понятно, что чем большую территорию будут контролировать сирийские правительственные силы, тем меньше вероятность того, что Асад в обозримом будущем куда-либо денется. И даже «утешительный приз», который предлагает Россия — проведение президентских выборов в Сирии через полтора года после стабилизации ситуации в этой стране — выглядит почти издевательски. Во-первых, непонятно, сколько времени еще пройдет до этой самой стабилизации (и что вообще под ней подразумевается). А во-вторых, даже если завтра прекратятся все боевые действия, то где нынешняя Администрация США — а где полтора года? Срок явно указан такой, что у демократов не должно остаться шансов использовать «сирийский кейс» в свою пользу.
Казалось бы, неудача Америки в Сирии — это всего лишь один небольшой промах в большой геополитической игре. Бывает. С каждым может случиться. Не «Ромео и Джульетта», короче, и не «Король Лир», и уж тем более не «Макбет». Но слишком много было поставлено на карту под названием «Башар Асад». Четыре года постоянного повторения мантры «Асад должен уйти» сделали свое дело: американское общество не поймет и не примет никакого другого варианта развития событий как победу. Только так, как было сказано, и никак иначе.
Повторю то, что сказано выше — на этом фоне «украинский кейс», который тоже планируется к обсуждению, выглядит, мягко говоря, натянутым и неуместным. Возникает ощущение, что его будут обсуждать под рубрикой «а кстати» или «а между прочим», чтобы не складывалось впечатление, что «это все о Сирии», и это все тоже о Сирии, и это все снова о Сирии. Владимир Путин, выступая перед Федеральным Собранием РФ в начале этого месяца, наглядно продемонстрировал — Украина его не интересует (по крайней мере, внешне). США, прислав в Киев заведомо хромую утку с весьма сомнительной репутацией и нулевыми шансами продолжить политическую карьеру, сделали примерно то же самое. Так чего, спрашивается, обсуждать будут? Имплементацию Минских соглашений, которые никто не имплементирует? Долговой конфликт, который успешно зашел в тупик? Сценарий федерализации Украины, который имеет все шансы реализоваться по югославскому варианту? Нет смысла все это обсуждать, потому что никто из участников не готов принять на себя бремя контроля за процессами, идущими сейчас на Украине. А, коль скоро так, то в принципе этот пункт — от лукавого.
Какими могут быть результаты встречи? — Скорее всего, никакими. Стороны, как это и было после предыдущего визита Керри в Россию, останутся при своих. Любимая версия многих политологов — Сирию разменяют на Украину — по моему убеждению, не имеет права на существование: хотели бы — разменяли бы уже давно, год назад как минимум. Но то ли кусок не сладок, то ли стороны не хотят удовлетворяться кусками и по-прежнему играют по принципу «победителю — все, побежденному — закон».
Так что нынешнее украинское руководство зря напрягается. А оно напрягается — и это видно по истеричности поведения его высокопоставленных представителей в последние пару-тройку дней. Расслабьтесь, экс-братья! Вы добились своего — стали незалежными, в том смысле, что ваша «незалежность» никого больше не вдохновляет на подвиги.
P.S. В остальном же я считаю, что лучшим подарком Джону Керри от министра иностранных дел России Сергея Лаврова будет ящик сирийских цитрусов.