Падение уровня жизни на Украине приводит к тому, что украинцы находят новые способы заработка. Особенно это касается Западной Украины, где инициаторы Майдана столкнувшись с реальностью, по большинству осваивают криминальные способы заработка. Одним из традиционных способов — это нелегальная добыча янтаря. И если раньше, во времена «кровавого Януковича» этим занимались десятки, то с обеднением украинцев добычей стали заниматься тысячи. Легкие деньги дорого обходятся природе — страдают хвойные леса, однако кого это интересует в «свидомой» Украине.
Вот что пишет на своей странице в Facebook волонтер, член аттестационной комиссии по отбору кадров в Национальную полицию Роман Синицын:
«Целые районы. Десятки тысяч человек. Сотни гектаров уничтоженного леса. Десятки миллионов долларов, пропорционально и равномерно оседают в карманах копателей в Сарнах или Маневичах, перекупщиков в Луцке и Ровно, в генеральских карманах в Киеве и Житомире. В карманах европейской мафии, ведь большинство янтаря едет контрабасом на экспорт…»
«И для того чтобы это как-то решить и упорядочить — на Полесье надо заводить не роты милиции особого назначения (экс-беркут, добробаты), а механизированные бригады. С комендантским часом и жесткой ответственностью за незаконную добычу, с реальными посадками. Со стрельбой на поражение, при необходимости. Готовиться к бунтам и беспорядкам в полесских районах. И параллельно разрабатывать законные механизмы добычи. Потому что Полесья у нас не будет. Будет лунный ландшафт, уничтоженная экосистема и отсутствие власти. Власть копателей», — констатирует Синицын.
«Силовики на местах куплены. На все есть свой ценник. Забрать конфискованную помпу — Х00 $, забрать задержанную буханку — Х00 $. Полесские менты в свободное от работы время, и не только, сами моют. Их дети моют. Родственники моют. Все моют. За день можно намыть несколько зарплат, если повезет. Можно намыть на Гелендеваген, если повезет. Те кто еще не копают — мечтают копать. «Попасть в бригаду». Здесь есть все — романтика янтарной лихорадки, большие деньги, мафия, оружие, убийства. Целая индустрия», — сообщает активист.
«По факту целые районы Полесья не ходят в школу с начальных классов. Здесь есть свои герои и антигерои. Васька, который в свои 16 накопал на двухсотый лендкрузер, правда разбил его на прошлых выходных под клубом. Киевские залетные, силовики, которые забрали пару десятков килограмм янтаря прямо в лесу, в прошлом месяце. Блокпосты, оружие, разведка… На Клондайке можно встретить людей в возрасте от 8 до 80 лет. Каждый из них оплачивает свое право копать. День работы помпы стоит пару сотен долларов», — отмечает Синицын.
«В июле 2015 Порошенко дал силовикам две недели для ликвидации «крышевания» незаконной добычи янтаря. По факту — масштабы добычи только выросли», — напоминает активист и для наглядности масштабов катастрофы делится ссылкой одного из пабликов «копателей».