Досье — Киев

Киевский погром: (попытка) инструкции по пониманию

То, что сейчас происходит на улицах Киева, естественным образом попадает в мировую политическую картину. А в евразийскую политическую повестку попадает прямо в яблочко — ведь погромы происходят не где-нибудь, а в Киеве. Который, как известно, мать городов русских, место крещения Руси и колыбель оранжевой революции.

Хотят они этого или нет, но новосибирский учёный, минский инженер и карагандинский шахтёр, посмотрев вечерние новости, зададутся вопросом: а что, собственно, происходит в Киеве?

Потому что если погром в Киеве, то значит мир насилия — он не где-то там далеко в Сирии, а за углом. Потому что в Сирии «наших» — всего одна военно-морская база. А в Киеве «наших» — практически все, за исключением тех, кто на Евромайдане. А если учесть, сколько людей в толпе стоят из-за отчаяния — потому что на квартиру долларовый кредит, квалифицированной работы нет и не предвидится, приходится перебиваться заработками, а возвращаться в родные Черновцы ой как не хочется… В общем, креаклов периода полураспада потребительской модели экономики на Евромайдане хватает.

А креаклы, как мы помним по истории «Болотной революции», суть существа, лишённые политического мышления, поддающиеся стадному чувству стиля, но в массе своей безвредные. Так что даже среди Евромайдана «наших» (пускай немного потерянных и заблудших) хватает.

Итак, кровавые погромы в Киеве — это действительно страшно. Потому что Киев — это не «где-то там», а вполне конкретно здесь и сейчас. И самое страшное — видеоряд из Сирии, Ливии и Египта начинался именно тем, что сейчас происходит в Киеве. Поэтому российские и евразийские СМИ так много уделяют внимания Украине. Однако в принятой в московских редакциях шоу-манере внимание больше уделяется внешней стороне конфликта: сколько именно было коктейлей Молотова, и как именно Кличко гаркнул на протестанта.

Картинка из Киева действительно важна — в назидание того, как бездарная политика предательств и просчётов может довести ситуацию до сгоревших автобусов и покалеченных людей в километре от места, где Владимир крестил Русь.

Однако именно в расчёте на картинку и играет та группа киевских элит, которые сделали политическую ставку на проект «Евромайдан». Если не относиться к Евромайдану как к проекту, то практически невозможно понять, а что в действительности происходит на улицах Киева? Потому как элиты, играющие в проект «Евромайдан», максимально заинтересованы в том, чтобы была только яркая и смачная картинка. «Минимум сути — максимум шоу» — вот девиз инвесторов проекта «Евромайдан».

Почему к «Евромайдану» надо относиться как к проекту

Сразу договоримся: не надо упрощать и думать, что прилетели американцы с поляками и организовали за пару десятков миллионов долларов цветную революцию.

Вовсе нет. То есть, конечно же, и американцы, и поляки прилетали, но проект «Евромайдан» — слишком сложное социальное явление, чтобы его можно было просто купить за наличные.

Вот здесь явное упрощение автора, попытка отбросить факты систематического финансирования как агентуры влияния, так и боевиков. Мы обращаем внимание наших читателей, что это не совсем корректная попытка упростить. Влияние зарубежного финансирования — огромно. 100% финансированных из-за рубежа грантоедских организаций мобилизовано на поддержку антиправительственных беспорядков. 96% этих организаций в принципе не могли бы существовать без иностранного финансирования. (Ред.)


Протестные настроения в республике действительно высоки. Однако недовольство растёт преимущественно из-за провальной социально-экономической политики. Причём дело не только в «донецких» или персонально в Януковиче.

Социально-экономическая модель Украины катится в пропасть с того момента, как Украина вышла из интеграционных проектов в рамках ЕЭП (2005–2006 гг.). После этого каждый год мы могли видеть только усугубление экономической ситуации за счёт наращивания долгов и продажи госсобственности. По состоянию на сегодня украинская республика является фактическим банкротом. И без декабрьского российского кредита украинское правительство было бы вынуждено объявить дефолт в феврале-марте.

Недовольных много. Также в среде киевского среднего класса есть миф о евроинтеграции, которая, как цветик-семицветик, приведёт республику к процветанию. Чёрно-белое сознание обывателя очень комфортно помещается в простейшую схему «Донецкие — зло, Европа — добро». Следовательно, все, кто за донецких = орки, кто за Европу = эльфы. Ну и где-то далеко сидит абсолютное зло — Саурон-Путин с назгулами Лукашенко и Назарбаевым. Схема проста, понятна и легко инсталлируется в головы туповатых обывателей через медиа-ресурсы заказчиков погрома.

Но это уровень толпы — главного участника любого бунта. Однако толпа не обладает субъектностью. Должен быть кто-то, кто будет говорить от имени толпы. И вот здесь на сцене появляются главные выгодополучатели Евромайдана: лидеры, инвесторы и менеджеры.

Уровень элиты: работа на телекартинку

В реальной украинской политике нет власти и нет оппозиции. Люди, выполняющие роли партийных лидеров, министров, депутатов, являются лишь игроками одной из 10–15 олигархических групп. Реальная украинская политика представляет из себя провинциальную версию «развитого ельцинизма», когда смысл российской политики сводился к понятиям «Семья» и «Семибанкирщина».

Последние годы украинской политики характеризуются конфликтами на уничтожение между олигархическими группами, потому что финансовые потоки, проходящие через республику, стремительно сокращаются.

Конфликт между олигархическими группами — это конфликт за право быть властью. Поэтому лидеры Евромайдана так стремятся к переговорам с «донецкими». Главная цель выгодополучателей проекта «Евромайдан» — заставить «Семью» поделиться частью власти и доступа к финансовым потокам государства.

Но для того чтобы стимулировать переговорный процесс, необходимо поддерживать в тонусе толпу. Если посмотреть на жизненный цикл Евромайдана, то можно увидеть, что обострения приходятся на выходные дни. Когда госучереждения, естественно, не работают. Штурмовать администрацию президента, правительство или Раду в субботу или воскресенье просто бессмысленно, там никого нет. Но вполне осмысленно штурмовать именно в выходные, если помнить, что в проекте «Евромайдан» главное — это телекартинка для шантажа и переговоров.

Итак, внутри элит никакого конфликта нет. Есть конфликт между олигархическими группами за доступ к государственным постам и бюджету. В этом конфликте украинская публичная политика выполняет функцию шоу (для толпы на Евромайдане) и сериала (для зрителей).

Потому что чем ярче картинка, тем больше будет зевак в толпе на следующий день.

Медийный уровень: почему никто не разгоняет Евромайдан

Итак, мы установили, что главная и единственная цель проекта «Евромайдан» — яркая телекартинка. С чем, надо отметить, менеджеры и лидеры нормально справляются. Так что инвесторы проекта должны быть вполне довольны вложениями.

Власть и поддерживающие «Семью» олигархические группы это понимают и также играют по правилам шоу-политики. Согласно которой как только власть проявит силу — сразу станет в картинке мировых и западных СМИ «кровавым режимом». При этом ни одна из олигархических групп — ни поддерживающая власть, ни поддерживающая Евромайдан — не пойдёт на прямой конфликт с Вашингтоном или Брюсселем. Не станут рисковать вывезенными капиталами. Поэтому на передовой будут стоять простые бойцы внутренних войск, которых будут жечь коктейлем Молотова. Но приказа на разгон они не получат.

То, что игра идёт по правилам шоу-политики, поняли и ультраправые. На первый план вышел так называемый «Правый сектор» — группа хорошо подготовленных боевиков, среди которых много футбольных фанатов и неонацистов. Именно они составили костяк погромщиков. Горящие автобусы, взятый в плен ВВшник, коктейли Молотова — лидеры ультраправых поняли, что «ментов можно бить» и «Евромайдан всё спишет».

Итак, Евромайдан в нынешнем виде устраивает всех участников проекта:

1. Инвесторы, менеджеры и лидеры играют в переговоры;

2. Толпа и телезрители питаются сочной телекартинкой;

3. Власть не решится на разгон, потому что чем сочнее картинка толпы, тем страшнее образ «националистов и фашистов». Следовательно, с электоральной точки зрения, вопрос победы на президентских выборах практически решён;

3.1 Плюс для власти такая картинка — отличный фон для новой торговли с Москвой и Брюсселем: получить на своих границах новую Югославию боятся все — особенно в Москве.

4. Поведение власти абсолютно устраивает радикалов, националистов, ультрас и прочих пассионариев улицы — потому что можно безнаказанно «бить мусоров».

Все участники проекта «Евромайдан» получают свои бонусы. А это значит, что шоу будет продолжаться. Ровно до того момента, пока в украинской политике не появится неолигархическая группа лиц, способная взять на себя полноту власти и воспользоваться ситуацией бунта. Причём появиться она может как в среде власти, так и вызреть внутри Евромайдана. И тогда будет зависеть, по какому пути пойдёт республика: по пути реакции либо по пути переворота.

Однако, скорее всего, этого не произойдёт. Потому что нынешний проект «Евромайдан» устраивает всех. Кроме киевлян и рядовых ВВшников.

Семён Уралов