Настоящая истерия, иначе не скажешь, начавшаяся в западных и про-западных средствах массовой информации и блогах вокруг мифической войны России с Украиной — не что иное, как информационная война. Объявляют ее политики, а сражаются — журналисты. Они же становятся жертвами.
Настоящая истерия, иначе не скажешь, начавшаяся в западных и про-западных средствах массовой информации и блогах вокруг мифической войны России с Украиной — не что иное, как информационная война. Объявляют ее политики, а сражаются — журналисты. Они же становятся жертвами.
Сразу две неприятных истории случились с телеканалом «Russia today». Ведущая авторской программы, американка Эбби Мартин в своем эфире законно и свободно выражает свою точку зрения: она против военного вмешательства любой страны в дела суверенных государств. Американские СМИ злорадствуют — вот, просочилось инакомыслие! Журналистка — чуть ли не национальный герой США, но ненадолго. Ровно до тех пор, как она сделала вот это уточнение.
«Суть проблемы в том, что я каждый божий день высказываюсь против военного вмешательства, и с самого начала я выступала против вмешательства США в дела Украины, однако ни один из моих комментариев никогда не вызывал такого волнения. Так что в каком-то смысле даже печально, что они зацепились только за мою критику в адрес действий России, потому что она попала в нужное им русло», — заявила Эбби Мартин.
Образ борца с русской пропагандой померк, и американские журналисты принялись смешивать Мартин с грязью.
«Чтобы всем было понятно, эта женщина — абсолютный лунатик, теоретик всемирного заговора. Чтобы казаться честными и независимыми, в «Russia today» ухватились за этот эпизод и теперь всем рассказывают: вот, смотрите, какие мы независимые, у нас различные точки зрения на все», — полагает журналист Джеймс Кирчик.
«Не могу представить себе, чтобы люди, как Андерсон Купер, как Пирс Морган — это как американские Познер и Соловьев — самые популярные телеведущие, вдруг посвящали целые выпуски нашему каналу. Как будто во всем, что происходит вокруг Украины, самое важное — наш телеканал. И конечно, эти выпуски посвящены тому, какие наши сотрудники ужасные, как они вообще могут здесь работать… Это беспрецедентное давление, и я горжусь теми людьми, которые это давление выдерживают», — говорит Маргарита Симоньян, главный редактор телеканала»Russia today».
Другая ведущая, Лиз Пол — пошла иным путем, и в прямом эфире уволилась, заявив, что, мол, не может сотрудничать с каналом, который финансирует российская власть. Кто-то, возможно, захочет представить это, как «эпидемию демаршей», хотя разница налицо.
Эбби Мартин, раз — не уволилась и не уволена; два — внятно обосновала свою позицию, за что и получила свою порцию критики на Западе. А поступок Лиз Пол руководство канала считает самопиаром. Речь идет о телеканале «Russia today», получившем не одну международную премию. Это ведь тоже прием информационной войны — дискредитация не только властей, но и журналистов другой стороны.
«Идет очень серьезная информационная война, цель которой — раскол, разделение русских и украинцев, противопоставление их друг другу, стравливание их. И потом, как говорится, пир на развалинах», — уверен журналист Максим Шевченко.
«Пропагандистская война ведется с целью дать время, возможность неонацистским бандам, иностранным наемникам и части украинских силовиков подавить любое сопротивление и установить диктатуру антироссийскую в Украине. Здесь никаких иллюзий быть не может», — считает политолог Сергей Марков.
Любопытный пример, как американские телевизионщики реагируют на мнение, не совпадающее с позицией редакции. Ведущий CNN Вульф Блитцер и ведущая CNN Кристиан Аманпур сцепились из-за заявления постпреда России в ООН. Подчеркнем, причина перепалки — простая цитата. Разнимал журналистов гость в студии, нью-йоркский профессор Стивен Коэн.
«Недавно нам стало известно, что Виталий Чуркин, постпред России в Совбезе ООН, заявил, что во всем происходящем прямо сейчас на Украине виноваты, по его словам, антисемиты и фашисты», — заявил Вульф Блитцер.
«Нужно быть очень осторожными, ссылаясь на это, как на свершившийся факт. Возможно, он действительно так заявил. Но это позиция России», — ответила Кристиан Аманпур.
«У нас есть отрывок с его речью. Мы пускали его в эфир в этом часе», — уточнил Вульф Блитцер.
«Да, да, да, я слышала его! Я слышала! Просто мы, как телеканал, должны вести себя очень внимательно, не приравнивать всех проевропейски настроенных украинцев к националистам и экстремистам, вот что я имею в виду», — сказала Кристиан Аманпур.
«Я всего лишь посторонний, но мне не нравится наблюдать за тем, как в эфире CNN разгорается гражданская война», — вступил в диалог профессор-политолог из Нью-Йорка Стивен Коэн.
Гражданский конфликт в эфире не разгорелся, чего нельзя сказать об Украине. Понятие «информационная война» местные радикалы трактуют буквально. Неугодным телеканалам обрубают вещание, но это цветочки. А вот когда неугодным журналистам адресно угрожают, отслеживают их местонахождение, обещают расправу, как было на днях с нашими коллегами в Киеве — это уже не просто «не-демократия», это уголовное преступление.
И ведь не пустые же угрозы! Журналист интернет-издания Сергей Рулёв на собственном опыте убедился, чего стоит так называемая «безопасность» в Киеве. Он всего лишь пытался фотографировать на Майдане. Его схватили и избили.
«Продолжали меня оскорблять и обвинять в том, что я в них стрелял, что я виновный в гибели «Небесной сотни», что я москаль, надо таких, как я, убивать, хотя у меня паспорт гражданина Украины. Там мне делали какие-то уколы, там меня пытали молодая женщина в брюках и в платке, значит, пассатижами рвала мне пальцы, требуя сказать, на кого я работаю», — рассказывает корреспондент интернет-издания «Навигатор» Сергей Рулев.
В сети информационная война против России и русскоязычного населения Украины ведется такая масштабная, что все не процитируешь, да и цитировать иной раз в приличном обществе неудобно. Впрочем, с блогами как раз легко может ознакомиться каждый интернет-пользователь.
Куда интересней секретная «Памятка блогерам», которую публикует газета «Комсомольская правда». Издание утверждает — памятку распространяют майдановцы, учат, как грамотно очернять Россию. 17 пунктов — приведем некоторые из них.
6. Пытайтесь внести раскол между группами оппонентов, например, люди созывают вставать на защиту Донецка, а вы напишите, что сами из Донецка и смысла нет бороться, только хуже будет.
15. Если оппонент будет вам показывать успехи и достижения России — упрекать оппонента, что он подвергся кремлевской пропаганде. Убедить оппонента, что у вас якобы есть родственники в России, которые в ужасе от бедноты и нищеты России.
16. Точно так же, в таком ключе поступать, только наоборот, если оппонент будет вам показывать факты нищеты и разрухи в Европе, ЕС или США.
«Уже совершенно невозможно, учитывая анонимность интернета, определить, кто из блогеров высказывает собственное мнение, а кто за плату просто повторяет то, что заказал заказчик», — считает замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин.
А о том, о чем говорить неудобно, можно высокомерно смолчать — это вообще удобный прием. Так некоторые европейские СМИ словно и не заметили скандала вокруг разговора главы МИД Эстонии с первым европейским дипломатом Кэтрин Эштон, того самого разговора, о снайперах в Киеве.
Урмас Паэт: «Ольга, о которой я уже упоминал, сказала мне, что, согласно собранным уликам, убитые на Майдане с обеих сторон, как милиционеры, так и люди на улице, что их убили одни и те же снайперы. Это были одни и те же снайперы, стрелявшие и в тех, и в других.
Она показала мне фотографии и сказала, что у нее есть медицинские эксперты, которые могут подтвердить, что у все эти убийства были совершены одним и тем же почерком и пулями одного и того же калибра».
Интересно, что глава МИД России Сергей Лавров просил прокомментировать эту запись своих коллег из Франции, Германии и Польши, но те увильнули — об этом, со ссылкой на дипломатические источники, сообщил «Интерфакс». От комментариев отказался и Совет Европы.
В Эстонии возбудили уголовное дело, но исключительно по факту прослушки министра. В Чехии телезрителям сообщили о лаконичном комментарии эстонского МИД: «Эти слова вырваны из контекста». В онлайн-версии немецкого «Шпигеля» информация о разговоре появилась с большим опозданием поздно вечером, похоже, в расчете на то, что за ночь лента обновится и скандальная новость уйдет со стартовой страницы. Собственно, в итоге так и случилось. Что до украинской прессы — она эту тему просто проигнорировала.