В пятницу, 7 марта, в Москве должна состояться встреча депутатов Госдумы и Верховного Совета Крыма. Его делегацию ждали ещё сегодня, но парламентарии как раз в это время обсуждали решение о новых сроках референдума и выносимых на него вопросах.
Эксперты, тем временем, разбирают аргументы, которые приводят в крымской автономии в пользу самоопределения и в Киеве — против него.
Верховный Совет Крыма, объявивший о вхождении в состав России и референдуме — абсолютно легитимный орган. Состоит из нескольких фракций, избран еще в 2010 году на пять лет в полном соответствии с законами Украины и Крымской автономии. Это очевидные факты, спорить с которыми вообще невозможно.
Европейские чиновники нашли другой аргумент. Как утверждает представитель Евросоюза на Украине Ян Томбинский, вопрос отделения Крыма может решаться только на всеукраинском референдуме. Об этом говорится в 73-й статье Конституции Украины. Но как считают эксперты, крымские депутаты имеют полное право принимать решение о самоопределении.
«Юридические основания принимать подобные решения крымским депутатам, по сути, дал Евромайдан. Он сформировал украинское правительство, которое Запад признал летитимным. Теперь подобные решения, принятые на улице, можно считать легитимными», — считает политолог Алексей Мухин.
«На референдум Верховный Совет, народ Крыма может вынести любой вопрос, который они посчитают нужным. И ответ на этом референдуме – будет дальше некая дорожная карта по решению всех остальных вопросов. Решение Верховного Совета Крыма по поводу приближения сроков проведения референдума абсолютно правильное. Это решение не даст возможности заинтересованным силам организовать провокации по срыву референдума», — уверен Иван Мельников депутат Госдумы РФ, член фракции КПРФ.
Но в Киеве референдум не признают. Здесь настаивают на строгом соблюдении буквы своего основного закона.
«Этот референдум является неконституционным, нам необходимо вернуть обсуждение в правовое поле. Есть много сценариев развития ситуации, но нет смысла сейчас обсуждать изначально неконституционные», — заявил министр экономического развития и торговли Украины Павел Шеремета.
Удивительно, что о строгом соблюдении Конституции заговорили в стране, в которой фактически произошел государственный переворот. Боевики, бросавшие в «Беркут» «коктейли Молотова», стрелявшие в милиционеров, пытавшие глав областных администраций и захватывавшие административные здания о Конституции почему -то не вспоминали.
Не думали о соблюдении основного закона Украины и депутаты Верховной Рады, избравшие исполняющим обязанности президента Александра Турчинова при живом президенте Януковиче. Хотя всё в той же Конституции Украины четко сказано о трёх способах отстранения президента от власти. Это смерть, личное заявление или импичмент. Как известно, ничего из перечисленного не случилось. Кстати, чтобы в законности решений новой власти никто не сомневался, Конституциннный суд на Украине вообще разогнали, бывших судей пугают уголовными делами.
«В Киеве революция. Бардак. Значит — хаос. Власти нету. Беззаконие. Убийства. Насилие. В таких условиях народ бедствует. Народ испытывает тиранию. Народ в сложнейшей ситуации. Кто встанет на защиту русских и украинцев в это время, когда власти нету? Законный Президент находится за пределами Украины. Самозванцы пытаются захватывать власть. Поэтому, конечно, я думаю, что 16 марта станет праздником для крымчан», — уверен лидер фракции ЛДПР в Госдуме Владимир Жириновский.
«У людей слишком свежи ощущения погромов, насилия, убийств. Все мы и в России тоже ждем, что там заработают международные наблюдатели, и мы получим ответы, кто это сделал, для чего это было сделано. Для чего понадобилась такая высокая цена — десятки жизней людей. Во имя чего? И кто сейчас еще остается там и кто оказывает давление? Вот это всё действует как раз и на население Крыма, которое хочет как можно скорее уйти в безопасное пространство, в безопасную юрисдикцию России», — говорит Владимир Васильев, заместитель председателя Госдумы РФ, руководитель фракции «Единая Россия».
Странная логика — когда оппозиция с помощью ультраправых боевиков захватывает власть, Конституцию нарушить можно, а когда после мятежа в столице хочет самоопределиться один из регионов — уже нельзя отступать от неё ни на букву. В Крыму по такой логике жить не хотят.
«На Украине идет процесс правового творчества, сейчас речь идет о высказывании полтической воли регионами, и Киев, как бы он ни хотел, будет обязан к этому прислушиваться», — объясняет заместитель директора Российского института стратегических исследований Тамара Гузенкова.
16 марта жители полуострова сами решат, войти им в состав России или остаться территорией Украины, два гражданина которой называют себя президентами.
После референдума в Крыму у Запада не должно быть вообще никаких оснований сомневаться в юридической чистоте решения. Там же так любили рассуждать о праве нации на самоопределение, когда это касалось Косово и других частей бывшей Югославии.