Досье — Киев

Зачем США делают ставку на Украину?

Газовые аспекты американо-украинской дружбы.

Вот какая жизнерадостная встреча получилась у Обамы с Порошенко. На выступлении польского президента бедняга Обама заснул. А вот с Порошенко беседовал очень резво. Руками двигал прямо как баскетболист. Это, конечно, объясняется страстным желанием господина Обамы помочь Украине стать демократической и европейской страной, да-да.

Нет, безусловно, я понимаю, что для США сейчас по Украине проходит очень и очень важный фронт. Собственно, главный антироссийский (а после идиотских смелых заявлений высокопоставленных американцев по поводу морской неправоты Китая ещё и антикитайский) фронт проходит тут, не больше и не меньше. Но ведь не мог Обама радоваться только тому, что впарит Порошенко очередную партию списанных или бракованных тепловизоров, ПНВ или бронежилетов. Конечно, президентам мало надо для счастья, но всё-таки?

Всё-таки дело в том, что спровоцировать Россию на ввод войск (с тем, чтобы немедленно запустить на территорию бывшей Украины войска своих сателлитов – Польши, Прибалтики, Словакии и так далее) или попросту устроить под боком у России незаживающую язву – это далеко не все цели, преследуемые США. И подоплёка у этих целей не только в «простом» геополитическом противостоянии. Есть ещё кое-что.

Американцы в обмен на поддержку и милостивое разрешение публично облизывать долларовый станок ждут от Порошенко не только «активизации АТО», но и определённых шагов в рамках европейских отношений. В своё время США просто-напросто пропихнули Польшу в ЕС, обеспечив её в дальнейшем придатками в форме прибалтийских и балканских государств, чтобы Польша выполняла функцию мощного американского агента в Евросоюзе. Тогда у США не было уверенности в том, что удастся длительное время сохранять необходимый контроль над Германией и Францией – вот и создали им этакий противовес.

У Украины задача другая. Эта задача включает в себя провоцирование на вторжение, но не сводится к нему. Не менее важный аспект связан с весьма и весьма болезненным не только для Украины, но и для России газовым вопросом. РФ недавно подписала знаковый договор с Китаем о поставках газа. Однако этот договор, будучи несомненным и огромным успехом, пока не снимает жизненной заинтересованности РФ в европейском газовом рынке. А этот газовый рынок, между прочим, очень привык к российскому газу. По душе этот газ европейскому потребителю, невзирая на регулярные скандально-глупые заявления некоторых европейских политиков.

По душе настолько, что недавно, если помните, Еврокомиссия попыталась настучать по голове Украине за то, что она не расплачивается с Россией за газ. Мол, хотя бы половину заплатите, а потом уже требуйте каких-то изменений цены. Многие аналитики и комментаторы обратили внимание на то, насколько наглым и вызывающим по отношению к Евросоюзу (по отношению к РФ этоуже, видимо, норма) был отказ украинской стороны выполнять эту, гм, рекомендацию. Многие тогда же написали: очевидно, киевская национал-фашистская хунта абсолютно уверена в своей безнаказанности и в том, что есть кому защитить её и от давления Евросоюза (которому совсем не хочется снова мёрзнуть из-за Украины).

Кто этот «защитник», понятно. Но чем Киев должен расплатиться с защитником? Это достаточно просто: Киев должен параллельно с уничтожением Донбасса (на радость польским угольным воротилам) буквально заставить Евросоюз отказаться от российского газа. Пока Польша занимается агрессивным маркетингом американского и собственного сланцевого газа, Украина должна превратить для Евросоюза сланцевый газ из альтернативного в безальтернативный. Вынудить Евросоюз перейти с российского газа на сланцевый.

Да, сланцевый дороже. Он вообще практически нерентабелен. Он ещё и авантюрен до мистичности: совершенно непонятно, можно ли его вообще добывать так, чтобы это не было убыточным. Для обеспечения полноценных поставок американского сжиженного газа нужно ещё года три-четыре минимум, и Евросоюзу придётся эти годы жить куда тяжелее, чем в годы кризисного пика. Не говоря уже о том, что добывать сланцевый газ в американских пустынях и в густонаселённой Польше и на Украине – это совсем разные вещи по экологическому и гуманитарному эффекту. Но кого это может остановить? Американцев?

Если всё удастся, то США переведут Евросоюз под свой тотальный контроль (сейчас-то Евросоюз ещё трепыхается со всеми этими евроскептиками в Европарламенте) и нанесут ощутимый удар по России. Это помимо прямой экономической выгоды – помните, как не так давно в директорат украинского газового концерна ввели сына некоего Байдена? Именно поэтому США сделают всё, чтобы киевские нацфаши задавили ДНР и ЛНР. А ведь в районе Славянска как раз предположительно находится месторождение сланцевого газа. И «временно ушедшая» с границы Донецкой и Харьковской областей «Шелл» – это совсем не то, что нужно американцам.

Так что ополченцы сегодня, помимо всего прочего, поневоле сражаются ещё и на газовой войне. И если кому-то это кажется менее пафосным и значимым, чем сражаться за независимость от национал-фашистов, то не торопитесь. Я склонен считать, что газовый аспект – лишнее подтверждение того, что ополченцы борются буквально за своё существование. Не политическое, а биологическое. Ибо гидроразрыв и фрекинг – это смерть. Не метафорическая, а вполне конкретная и масштабная.

Артём Литовченко

Источник: glagol.in.ua