Досье — Киев

Пограничники Украины сдаются ополченцам Новоросии без боя

Пограничники Украины уходят от границ Новоросии, открывая её для беженцев и добровольцев, готовые помогать защищать своих братьев от агрессивных украинских неонацистов. 5 июня пограничники, дежурившие на пропускных пунктах «Должанский» и «Красный партизан» на границе с Россией, добровольно разоружились и покинули место несения службы. Опасаясь репрессий со стороны киевской хунты они решили перейти на территорию РФ.

Сейчас пограничные пункты «Должанский» и «Красный партизан» закрыты в связи с отсутствием пограничников, «что делает невозможным работу таможенных пунктов пропуска». Это не первые пограничные заставы, оставленные украинскими военными.

Накануне после двухдневной осады сдались пограничники Луганского погранотряда. Ополченцы начали штурм этой военной части ещё 2 июня. Украинская пограничная служба заявила тогда, что начала рассматривать вопрос о наземной операции по поддержке заблокированных пограничников. Ситуацию по горячим следам прокомментировал тогда председатель Госпогранслужбы Николай Литвин: «Я поднимал и сегодня буду поднимать вопрос, чтобы мы действовали быстро и оперативно в этом направлении». Впоследствии ведомство озвучило информацию, что отряду была оказана помощь с воздуха.

Однако помощь с воздуха оказалась преступлением — в результате ракетного удара по Луганской ОГА было убито 13 человек, не имевшие к штурму воинской части никакого отношения. Жуткие кадры последствий этого преступления киевской хунты видел весь мир. Впрочем, и ожидаемая наземная помощь пограничникам Луганска так и не пришла. В результате 4 июня отряд сдался. Как рассказали представители ополчения, офицеры сбежали, а солдаты-срочники сложили оружие.

Госпогранслужба Украины, пытаясь сохранить лицо, назвала капитуляцию погранзаставы передислокацией. «Управление Луганского отряда и отдел пограничной службы «Станично-Луганское» передислоцированы в более безопасные места для выполнения задач по организации охраны государственной границы», — говорилось в официальном сообщении ведомства.

В тот же день в Луганске без боя сдалась часть подразделения внутренних войск. А ближе к вечеру появилось сообщение, что военнослужащие с другой пограничной заставы, расположенной в населённом пункте Свердловск Луганской области, тоже оставили место несения службы. Они собрали свои вещи, погрузили их в 10 автомобилей и колонной двинулись по направлению к Харькову.

По словам покинувших эту воинскую часть пограничников, их отряд был взят в кольцо ополченцами, но они смогли уехать, по всей видимости приняв новую реальность и договорившись с бойцами ЛНР. «Мы собрались и уехали из пограничного отдела. Кто и что там сейчас, не знаю. Может, и заняли наш отдел. Мы собрались и всё вывезли», — рассказал офицер отряда, замначальника отдела погранслужбы Александр Коваленко газете «Восточный экспресс».

Сдаём своих

Во время стремительного развития событий в Крыму киевские генералы продемонстрировали себя не с лучшей стороны, пытаясь возложить всю ответственность на своих подчинённых. Так, в конце марта в прямой в эфир украинского канала исполняющему обязанности министра обороны адмиралу Игорю Тенюху, который находился в студии, сумел дозвониться заместитель командира керченского батальона морской пехоты Алексей Никифоров. Он спросил у министра, почему из Киева не поступает никаких приказов и как должны действовать украинские военнослужащие в Крыму в сложившейся ситуации.

В ответ министр вместо конкретных указаний обвинил офицера в непрофессионализме и буквально отчитал его: «Мне жаль, что у вас такая слабая моральная обстановка в коллективе. Когда вы набирали своих контрактников, нужно было думать про это ответственно – думать как раз про то время, которое наступит, а не для потешных войск, чтобы в мирный час смотреть, какие мы герои. Все определяется в боевой обстановке».

Не удивительно, что подавляющее большинство военнослужащих Керченского батальона морской пехоты подало рапорт о переходе на службу в вооружённые силы России.

Весьма спорным было поведение украинских военных и в боях под Славянском. Так, 2 мая недалеко от города был сбит украинский вертолёт. Пилот получил ранение, и к нему на выручку был направлен другой вертолёт. Однако, к удивлению наблюдавших за ситуацией ополченцев, украинские военные, вместо того чтобы эвакуировать раненого пилота, забрали у него пистолет и улетели, оставив лётчика умирать в чистом поле. В итоге помогли пилоту сами защитники города – его доставили в городскую больницу, где медики спасли ему жизнь.

Расстреливают своих

Участники боевых действий в Луганске рассказали Russia Today, почему украинские военные без боя сдают погранзаставы и части внутренних войск.

«Солдаты-срочники не испытывают никакого желания воевать с народом юго-востока. Они при первой же возможности пытаются убежать из своих частей, чтобы сдаться. Кадровая политика вооружённых сил Украины заключалась в том, чтобы на местах ставить националистически настроенных офицеров из западных регионов страны. Именно они являются сегодня серьёзной угрозой для своего же личного состава, — сообщил RT пресс-секретарь Министерства обороны Луганской народной республики Алексей Топоров. — Когда в последние дни был штурм ряда частей на территории ЛНР, эти офицеры порой угрожали солдатам физической расправой, стреляли в них. И только под давлением матерей удавалось кого-то выручить». Он подтвердил также, что правительство и генералы штаба вооружённых сил Украины в противостоянии с юго-восточными регионами опираются прежде всего на неонацистских бандитов из Национальной гвардии и «Правый сектор»

По словам ополченцев, Национальная гвардия выступает зачастую в роли заградотрядов для солдат, которые не хотят воевать с соотечественниками. «Во время одной из операций, как потом выяснилось, в доте сидел пулемётчик, а у него за спиной стоял офицер с пистолетом наготове. В принципе, украинские войска без заградотрядов не воюют. В основном в этой роли выступает «Правый сектор». Они получили полномочия СС: расстреливают своих – даже выходцев из западных регионов Украины, которые не хотят воевать. Они расстреливают и мирное население», — рассказал RT один из бойцов Луганской народной республики.

Армия не вооружена

Падение боевого духа и отсутствие мотивации – не единственные проблемы регулярной армии. Украинские войска сталкиваются с голодом, отсутствием оружия, обмундирования и личных средств защиты. Стало известно, что американские сухие пайки, присланные на Украину для воюющих солдат, сразу начали распродаваться в интернете. А отправленные на восток войска вынуждены были буквально побираться у местного населения, чтобы не умереть с голоду.

Солдатам, находящимся на передовой, выдают дырявые бронежилеты и оружие, которому место только в музее. «Мой автомат был списан: на нём стояло три креста. Его достали со склада, выдали – а он полностью ржавый. Я держал его в растворе сутки, он откисал. Кучности нет, стреляет непонятно куда – но хоть стреляет, это уже радует», — обрисовал ситуацию один из солдат украинской армии.

Призывников, чей срок службы уже истёк, попросту не отпускают из воинских подразделений. Аналогичная ситуация и с теми, кого мобилизовали на 10 суток — на учения. Но в наиболее сложном положении оказались граждане Украины, отправившиеся в зону боевых действий по собственному желанию. «Нам говорят: погодите, ребята, так вы ж добровольцы! Вам и зарплату платить не надо», — возмущаются они.

Сегодня многочисленные свидетельства о плачевном состоянии армии получили своё объяснение. Выяснилось, что солдаты, участвующие в операции, остались без питания, медикаментов и бронежилетов из-за хищений, к которым причастно высшее руководство Минобороны, в частности первый замминистра обороны Украины Богдан Буцу.

Подобные факты не способствует стойкости солдат правительственных войск. Даже Национальная гвардия, на которую в основном делает ставку нынешняя власть Украины, деморализована. «Бойцы батальона распивают купленное на зарплату спиртное и отказываются выполнять приказы руководства», — написал в своём блоге украинский общественный активист Роман Мартынюк.

Что будет дальше

Время сейчас работает против украинской армии, считает доктор военных наук, президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. «Раньше они ещё пытались какие-то атаки устраивать, сейчас уже и этого нет. Ресурс сил исчерпан для ведения таких действий», — полагает военный эксперт. По его мнению, нынешнее руководство Украины это понимает и будет пытаться использовать в карательной операции на востоке наёмников из других стран.