Около 300 человек, задержанных в различное время сотрудниками Службы безопасности Украины и армейскими спецподразделениями, до сих пор томятся в тюремных застенках Мариуполя, Херсона, Харькова, Киева. Среди них большое число мирных жителей, никогда не бравших в руки оружия. Об этом НА «Харьков» сообщила исполняющая обязанности начальника отдела по связям с общественностью Министерства иностранных дел Донецкой народной республики Мария Коледа.
Ранее петербургская студентка Маша Коледа сама была узником украинского Гестапо. В апреле прошлого года СМИ наперебой сообщали, что 22-летняя девушка приехала в Херсон для организации и участия в массовых беспорядках у Николаевской обладминистрации. Ее также обвинили в диверсионной деятельности по заданию российских спецслужб. За все «совершенные» преступления Марии грозило до восьми лет тюрьмы. В середине сентября ее и еще двоих арестованных россиян обменяли на украинских силовиков.
«Безусловно, нам бы хотелось освободить всех арестованных Киевом – и ополченцев, и просто мирных жителей Донбасса. До недавнего времени ДНР вела такие переговоры. Но после возобновления в январе боевых действий все контакты были прекращены на неопределенное время», — сообщила Коледа.
При этом она подчеркнула, что при предыдущих обменах военнопленными, украинская сторона вместо ополченцев и активистов сопротивления, обозначенных в списках, отдала ДНР случайных людей, которых буквально за пару дней до обмена отловила где-то на улице. Этот факт послужил приостановке переговоров.
По словам военкора Новороссии Анны Моховой, также побывавшей в прошлом году в плену у силовиков, последний раз обменяли около двухсот силовиков на сотню якобы ополченцев.
«Мы отдали настоящих военнопленных, а нам вернули всех запорожских бомжей и уголовников. Наверное, все украинские КПЗ прошерстили. Такой обмен ставит под сомнение саму его целесообразность. В то же время все понимают, что в украинских застенках находятся сотни наших людей. И они верят, что мы сделаем все возможное для их овобождения», — подчеркнула Анна.
Напомним, Анна Мохова, тогда сотрудница телерадиокомпании «Крым», была задержана сотрудниками СБУ в Донецке в августе прошлого года и в течение месяца находилась в плену в городе Изюм. Ее обвинили в незаконном пересечении границы и работе по заданию российских спецслужб. В сентябре ее освободили при обмене пленными. В интервью НА «Харьков» Анна обещала, что вернется в Донецк и сдержала слово. Теперь она военкор Новороссии.
По данным МИД ДНР, все возвращенные Донецку пленные так или иначе подвергались пытками в СБУ, в том числе женщины.
«Хочу привести пример с Ириной Полторацкой из города Торез. Она несколько раз выступила на митинге в защиту прав русских на Украине и тут же была арестована. Подчеркну, что ни в каких боевых действиях она никогда не участвовала, оружия при ней не было. Тем не менее силовики в течение шести суток возили ее в багажнике машины с места на место, закованную в наручники и с пакетом на голове. А ведь Ирине уже за 50, у нее внуки есть. Славу Богу ее уже обменяли», — рассказала Мария Коледа.
Об еще одном случае произвола украинских силовиков рассказал НА «Харьков» киевский правозащитник, учредитель Фонда правового содействия «Одиссей», адвокат Валентин Рыбин. Сейчас он представляет в суде интересы родственников донецкого пенсионера Анатолия Казанцева, замученного в СБУ до смерти.
«Казанцева забрали 25 декабря из мариупольского СИЗО в СБУ на допрос. По информации сокамерников, он вышел из камеры своими ногами и был совершенно здоров, насколько это возможно в 60-летнем возрасте. Назад он уже не вернулся. Прямо с допроса Казанцева увезли на «скорой» в больницу, но спасти так и не смогли», — рассказал адвокат.
Он также сообщил, что тело родственникам всё еще не выдали, хотя после смерти Казанцева уже прошло почти две недели. Свидетельство о смерти тоже не выдают.
«Сейчас дочь пытается организовать похороны, а потом, когда у нас на руках будет официальное свидетельство о смерти, будем поднимать скандал, если потребуется, дойдем до Страсбургского суда. Вне зависимости от характера обвинения власти обязаны соблюдать права человека», — подчеркнул Рыбин.
По сообщению СБУ, 23 декабря вместе с Казанцевым были задержаны семь «пособников террористов». По словам адвоката, их судьба неизвестна. Скорее всего, она будет аналогичной. Если они еще живы, то, скорее всего, томятся в запорожском либо мариупольском СИЗО. Но пока информации по ним нет.