Опус громадянина Святослава Швецова «Четыре сценария выхода Украины» из войны на Донбассе наводит на грустные мысли: они так ничего и не поняли. Опять мечтают о недостижимом и исходят из ложных предпосылок, а значит, в их выводах содержатся ошибки. Возможно, фатальные.
Главная ошибка украинца-патриота (неважно, кто он по национальности, — русский, малоросс или даже пуштун) — уверенность в том, что Россия напала на его страну. А значит, годится любой союзник, который поможет противостоять агрессии, и любые меры вплоть до военного положения, если они направлены на победу. Путин объявлен непредсказуемым (и это еще приличный эпитет), соответственно, его шаги по присоединению Крыма или помощи Донбассу не подвержены геополитическому анализу — они загадочны и необъяснимы.
Разумеется, любой здравомыслящий аналитик понимает истинную причину крымской операции: борьба за полуостров шла между Россией и США, и США борьбу проиграли. И только для украинских политологов мотивы Кремля остаются тайной за семью печатями. А поскольку виновником проблем, обрушившихся на Украину, объявлен не тот человек и не та страна, делаются неверные выводы и предлагаются сценарии развития ситуации, лишенные смысла.
Фактически, сегодня у Украины всего два выхода: настаивать на единстве или превращаться в федерацию. Первый вариант нужен Вашингтону и его акустическим колонкам в Киеве, потому что это единственный надежный способ продолжать военные действия на Донбассе. Второй с самого начала кризиса упорно предлагает Москва, чем демонстрирует реальное, а не фальшивое стремление к миру.
Но чтобы понять разницу, придется, видимо, разжевать, что стоит за каждым из вариантов.
Единая Украина
Петр Порошенко пообещал, что его страна будет унитарной, а украинский язык — единственным государственным. Другими словами, договариваться с бунтующими или просто не довольными новыми порядками регионами президент не намерен. А значит, он и только он является настоящим агрессором. Даже если весь западный мир стройным хором называет агрессором Владимира Путина.
Нынешняя украинская власть — неважно, по указке с берегов Потомака или по собственной инициативе — собирается убивать своих граждан до победы. Но поскольку коварный Кремль мешает эффективным убийствам, ей нужно побольше оружия и боеприпасов, а еще лучше — солдат и командиров НАТО.
В этом суть упрямства украинского президента — Путин здесь ни при чем. Не был причастен к воинственным планам ни год назад, когда в Новороссию и Крым отправлялись «поезда дружбы», ни позже, когда ВСУ и добровольческие батальоны весело ехали и летели в Донбасс мочить «сепаров» и «колорадов» из стрелкового оружия, танков и истребителей.
Я не припомню случая, чтобы новая киевская власть попыталась переубедить не согласных с результатами Евромайдана, не целясь при этом в них из автомата, не арестовывая или не угрожая расправой.
Сегодня заверения Петра Порошенко превратить свою расколотую страну в унитарную — ни что иное как угроза начать новое наступление на восставший регион при удобном случае. Прямо скажем, такой настрой не способствует выработке мирных соглашений. И за стол переговоров с ним можно сесть только под большим давлением.
Проще говоря, Петр Порошенко делает все, чтобы появились новые жертвы.
Федеральная Украина
Можно долго убеждать себя и окружающих в том, что несчастная нэнька ведет неравную борьбу с агрессивной Россией, если бы не одно обстоятельство: Кремль с самого начала конфликта твердит о превращении Украины в федеративное государство. То есть, страну, где все регионы подписывают договор с центром, в котором разграничиваются полномочия, а также расписываются права и обязанности сторон.
Поиск компромиссов с собственным народом — невероятно сложная работа, не каждый президент к этому готов. Но это не означает, что украинские политологи не должны понимать, что федерализация — единственный путь сохранения мира в стране, где разные регионы говорят на разных языках, имеют разную ментальность, разные корни и ходят в разные церкви.
Скажу честно: меня поражает, что даже неглупые люди старательно закрывают глаза на очевидное.
Собственно, решительный отказ власти подогнать всех под один стандарт говорило бы о зрелости Украины как государства. Которое не ставит своей задачей перевоспитать население силой, а, наоборот, учитывает его региональные отличия и даже радуется тому, что под одной крышей живут столь не похожие друг на друга люди.
К сожалению, в ближайшие годы по второму сценарию развиваться Украина, скорее всего, не будет. Хотя бы потому что Петр Порошенко после нескольких месяцев устроенной им бойни — не тот политик, который сможет договориться с Донбассом. Где его вполне заслуженно считают президентом страны-агрессора, которая напала на собственный регион лишь за то, что местные жители посмели иметь мнение, отличавшееся от официального. Упрекнуть их в такой оценке трудно.
Театр военных действий
Но главная ошибка Святослава Швецова и его единомышленников даже не в том, что они не рассматривает всерьез единственный вариант мирного разрешения проблемы. Делать правильные выводы им мешает непреодолимое желание уничтожить Россию как единственный источник украинских бед.
Нет, политолог немножко касается внутренней политики — например, он рассуждает об отсутствии патриотических элит (правда, справедливо считает их появление утопией). Но все же его работа больше проникнута пафосом мести. Причем, мстить за обиженную нэньку должны другие — США, ЕС и даже Китай.
Я бы не стал разбирать эту довольно наивную аналитику, если бы теми же настроениями не было пронизано украинское общество. Похоже, многие действительно верят, что Запад обязательно придет им на помощь. Из чистого альтруизма, разумеется. Ведь альтруизм — главное достоинство Запада, не правда ли?
Но даже если вдруг ни с того ни с сего помощь придет, погибать в окопах бок о бок с новыми торговыми партнерами ни европейцы, ни тем более американцы не станут ни за что. Героями посмертно должны становиться украинцы. Следовательно, чтобы остаться в живых, они должны постараться избежать превращения их страны в театр военных действий. В место, где глобальные игроки выясняют между собой отношения.
Вот Европа, например, настолько боится войны у своих границ, что даже демонстрирует некое подобие самостоятельности и даже публично возражает американцам. «Поставки оружия не помогут добиться прогресса, который нужен Украине. Я сомневаюсь в этом, — смело заявила вчера в Мюнхене Ангела Меркель. — Проблема в том, что я не могу представить ситуацию, в которой лучше оснащенная украинская армия сможет убедить президента Путина, что он может проиграть с военной точки зрения».
Боится ли войны Россия? Разумеется. Мы не хотим ни жертв, ни разрушений — ни у себя, ни в соседнем государстве, где у многих из нас живут родственники и друзья. Мы не можем себе представить обстрел Киева, в котором находятся древние православные святыни. Но у нас просто нет иного выхода — украинцы, начиная от элит и заканчивая многими обывателями, не оставляют другого выхода.
Не боится войны только сама Украина. Наоборот, делает все возможное, чтобы она возобновилась с новой силой, призывает страны помочь ей в этом страшном деле.
Я вполне допускаю, что США наплюют на мнение как Германии, так и других стран Евросоюза, одна за другой с ужасом отказывающихся поставлять Украине оружие. Во всяком случае, из речи американского сенатора-республиканца Линдси Грэма можно сделать вывод, что Вашингтон уже все решил, но хотел бы соблюсти видимость консенсуса в НАТО. Он обвинил Меркель в том, что отказав Киеву в поставках оружия, канцлер повернулась спиной к стране, борющейся за демократию. «Это именно то, что вы делаете», — добавил сенатор.
У Украины есть единственный шанс не превратить свои города в руины — наплевать на желание США и начать полноценные мирные переговоры с Донбассом. Пойти на всевозможные уступки, превратиться в федерацию или конфедерацию — во что угодно, лишь бы отвести от себя смертельную опасность.
Понятно, что нынешняя власть ни за что не ослушается США. Значит, нужно ее как можно быстрее менять, иначе она неизбежно приведет страну к гибели, как козел-предатель на мясокомбинате. Если для этого нужен очередной Майдан — попробуйте его организовать бесплатно, докажите, что вы способны на это.
Потому что если Вашингтон примет решение поставлять Киеву оружие, чего хочет ваш президент, рано или поздно начнется полномасштабная война сначала между Россией и Украиной, а потом в конфликт ввяжется и Европа. Чего, собственно, и добиваются США. И это не является секретом ни для кого, даже для украинских политологов. Не говоря о политиках.
Неужели рядовым громадянам так важно, зачем американцы раздувают пожар на их родине — для решения собственных экономических проблем, для восстановления гегемонии или просто потому, что так хочется? Главное, погибнут сотни тысяч, а может быть, и миллионы украинцев. И нас, россиян, тоже, если это признание утешит ваших националистов. Но результат этой братоубийственной бессмысленной войны, к которой нас толкают, в любом случае будет один: Украина исчезнет навсегда.
Удивительно, но украинцы-ястребы, похоже, искренне не понимают, что их страну и их самих уже приготовили на убой — разумеется, завернув кровавую конфетку в красивую обертку борьбы за демократические идеалы. Сакральная жертва при этом поправляет очки, морщит лоб и рассуждает, кто выиграет от ее смерти — человек с кувалдой, хозяин скотобойни или покупатель в магазине.
Ах, извините, в число бенефициаров сакральная жертва почему-то вписала и себя.