В понедельник, 27 апреля, распоряжением президента России спецпредставителем РФ в контактной группе по урегулированию ситуации на Украине вместо Михаила Зурабова назначен Азамат Кульмухаметов.
В тексте документа, размещенного на сайте Кремля, говорится: «Возложить на чрезвычайного и полномочного посла, посла по особым поручениям Министерства иностранных дел РФ Кульмухаметова Азамата Рахметовича обязанности специального представителя Российской Федерации в контактной группе по урегулированию ситуации в Украине».
В тот же день министр иностранных дел РФ Лавров в ходе телефонного разговора проинформировал своего украинского коллегу о назначении Кульмухаметова новым представителем России в контактной группе.
«Решение связано с тем, чтобы на постоянной основе повысить уровень и усилить специализацию российского представительства на переговорах», — заявил журналистам глава пресс-службы президента Дмитрий Песков. «Назначение спецпредставителя лишний раз подчеркивает то значение, которое российская сторона придает переговорному процессу, в котором Россия принимает участие в качестве одного из гарантов», — добавил он.
По словам Пескова, ближневосточная специфика, поможет Кульмухаметову в работе. «Арабисты — филигранные дипломаты», — уверен пресс-секретарь президента.
Михаил Зурабов остается послом России на Украине и будет продолжать выполнять свои обязанности на этом посту в полном объеме.
Отметим, что в последнее время стала появляться информация о слишком тесной близости Зурабова и президента Украины Петра Порошенко. В одной из депеш Госдепартамента США, опубликованных WikiLeaks, говорилось, что еще в 2010 году Порошенко называл Зурабова человеком, который может обеспечить «перезагрузку» российско-украинских отношений.
Напомним, Зурабов был отозван из Киева сразу после бегства Виктора Януковича 23 февраля 2014 года и вернулся в украинскую столицу только после избрания Порошенко новым президентом Украины. Тогда многие эксперты говорили, что возвращение Зурабова является знаком желания Москвы восстановить дипломатические отношения с Киевом.
22 апреля этого года Сергей Лавров не исключил отставки Зурабова. Первый зампред международного комитета Госдумы Леонид Калашников тут же предложил отправить в Киев «нового человека, который соединял бы в себе разносторонний опыт – и дипломата, и силовика, и авторитета-тяжеловеса, вроде Черномырдина». Тогда же думские коммунисты предложили назначить послом Сергея Глазьева.
Еще ранее депутаты Валерий Рашкин и Сергей Обухов заявляли, что Зурабов не смог предотвратить рост антироссийских настроений, и оценивали деятельность посольства как провал. По их мнению, отсутствие активной работы Зурабова привело «к исчезновению сколько-нибудь принципиального и последовательного отстаивания интересов России и русских на Украине, в то время как с послом США на Украине считались».
Судя по всему, близость Зурабова и нового украинского президента устраивала Москву лишь до той поры, пока в Кремле считали последнего договороспособным по вопросам Донбасса. Смена спецпредставителя, по мнению большинства экспертов, является признаком желания Москвы усилить свои позиции в переговорном процессе.
Политолог и публицист Лев Вершинин в своем ЖЖ положительно оценивает назначение Кульмухаметова по целому ряду причин: «Во-первых, Кульмухаметов — профессиональный, очень опытный дипломат и по одной из должностей в его биографии есть стойкое ощущение, что далеко не только дипломат. Во-вторых, он весьма эффективно обеспечивал интересы РФ в сложнейшей ситуации в Сирии. В-третьих, он ни в какой степени не связан с украинскими олигархами, сидящими на поводке господина Пайетта. В-четвертых, не является личным приятелем Порошенко…».
Руководитель аналитического центра «Alte et Certe» Андрей Епифанцев также видит в назначении позитив и усиление позиций России:
— Сейчас на Украине намечается непростая ситуация: работа переговорных групп по гражданской части Минского соглашения. Это именно то, что любыми путями не хочет исполнять Украина и то, к чему ее сейчас принуждает Старая Европа и Москва.
В этом отношении к человеку, возглавляющему процесс со стороны России, предъявляются особые требования. Это должен быть профессионал высочайшей пробы. Не секрет, что в течение длительного периода к послу Зурабову были претензии именно в отношении исполнения им профессиональных обязанностей, что, по мнению ряда экспертов, в какой-то степени и привело ситуацию на Украине в такое плачевное положение.
Кульмухаметов — дипломат высокого уровня, что подтверждает его предыдущая работа, в том числе, на очень трудных участках, например, в Сирии. Его ввод в игру на переговорном поле, на мой взгляд, усилил позиции нашей страны.
— Кульмухаметов пользуется репутацией очень результативного переговорщика и, несомненно, добьется прогресса в Минске. Вопрос лишь в том совпадают ли тот прогресс, которого хочет Кремль, и объективные интересы России. Потому что если удастся «впарить» Донбасс Украине на правах федерации, то для Кремля это, может быть, будет прогресс, а для национальных интересов — катастрофа. Кадровая замена удачная, но каковы наши цели? — вопрошает главный редактор изданий «Русский обозреватель» публицист Егор Холмогоров.
Обозреватель МИА «Россия сегодня» Ростислав Ищенко считает назначение нового спецпредставителя в контактную группу не просто усилением, но ужесточением позиций Москвы:
— Я не знаю, лучше он Зурабова или хуже, но в политике вообще, а в дипломатии тем более, многое значат знаки и символы. Пока представителем в контактной группе был Зурабов, Россия была представлена человеком, у которого были налажены личные очень хорошие отношения с Порошенко (правда еще с кондитером, а не президентом путчистов, но все же).
Для того же Порошенко это был сигнал, что с ним готовы говорить формально и неформально и как-то учитывать его интересы (личные, разумеется, и коммерческие, поскольку политические интересы Порошенко никого особенно не интересовали ни в России, ни в США, ни в ЕС).
Кроме того, Зурабов был «соучастником» (в хорошем смысле этого слова) обоих «Минсков». Теперь же в контактной группе Россию будет представлять человек, жестко противостоявший США в Сирии. Это сигнал о возможной смене позиции.
При этом надо понимать, что лично Зурабов и Кульмухаметов позицию страны не определяют. Они могут лучше или хуже выполнять свои обязанности, но они только исполнители указаний.
То есть, меняя фигуры, Кремль дает понять, что его терпение истощилось, и позиция ужесточается. Пока это делается на уровне символов, то есть США дают возможность все понять и занять более конструктивную позицию — пока представителем в контактной группе Шойгу не назначили. А дальше посмотрим…
На дипломатической службе — с 1978 года. Имеет большой опыт работы в центральном аппарате МИД и за рубежом. В 1998-2003 гг. — заместитель директора департамента Ближнего Востока и Северной Африки МИД РФ. В 2003-2008 годах — посол России в Кувейте. С марта 2008 года — заместитель директора департамента Ближнего Востока и Северной Африки МИД РФ. В 2011-2014 годах — посол России в Сирии.
За большой вклад в реализацию внешнеполитического курса Российской Федерации на сирийском направлении награжден «Орденом Мужества». Имеет также и знак отличия «За безупречную службу» — за заслуги в реализации внешнеполитического курса Российской Федерации и многолетнюю добросовестную работу.