«Подлинный смысл Рижского саммита в том, чтобы повторить волю ЕС: Молдавия, Украина и Грузия должны сидеть в гетто под названием „Восточное партнёрство“ и не рыпаться»
Накануне очередного саммита «Восточного партнёрства», который проходит в Риге 20-21 мая, состояние европейски ориентированной части молдавского общества, как, впрочем, и аналогичной части соседнего с ним украинского, да и грузинского, можно охарактеризовать одним словом — фрустрация.
Республика Молдова, получившая в прошлом году так называемый безвизовый режим (право для её граждан находиться без визы в любом государстве ЕС, но без права трудоустройства), свой бонус от Евросоюза получила. На этом, собственно, процесс молдавской европейской интеграции завершился. Правящий олигархический режим, до которого данная очевидность дошла раньше, чем до евроромантиков, пустился во все тяжкие. Яркий пример — циничная кража из банковской системы миллиарда североамериканских долларов (из банковской системы Молдавии в ноябре 2014 года был украден 1 млрд. евро). Раз не берёте в ваш Евросоюз — значит можно и на ваши стандарты положить с прибором. Такой вот совсем не европейский финал молдавской «истории успеха».
Романтики, пытаясь реанимировать идею европейской интеграции, лихорадочно сгруппировались вокруг экс-премьера Юрия Лянкэ и тужатся убедить самих себя и себе подобных, что именно они-де являются «правильными» евроинтеграторами, в отличие от «неправильных» Владимира Плахотнюка и Владимира Филата. Некоторые из них, совсем отчаявшись, уже и о досрочных парламентских выборах заговорили (это при том, что не прошло и полгода после очередных). Конечно, рассуждая чисто теоретически, поскольку легитимность выборов 30 ноября оказалась сильно подмочена грубыми нарушениями со стороны власть имущих, идея досрочных выборов могла бы обрести право на существование. Но проводить их в условиях, когда олигархи продолжают контролировать ЦИК и суды?! Очевидно же, что в итоге таких «внеочередных» Молдавия получит очередной политический цирк с конями.
А как обстоят дела у остальных восточных партнёров — Грузии и Украины? В общем и целом — аналогично, если не хуже. Уже понятно, что вожделенный пряник в виде безвизового режима ни грузины, ни украинцы в 2015 году не получат. Далее — мрак неизвестности.
В Тбилиси еще продолжают питать какие-то надежды непонятно на что, даже намекают на возможный демарш, в случае если в итоговой декларации Рижского саммита не будет чётко прописана перспектива членства в ЕС для стран-членов «Восточного партнёрства». Но все подобные намёки сродни комариному писку, от которого в Евросоюзе лишь отмахиваются.
В Киеве отчаянные призывы к верхушке ЕС депутатов Верховной рады, больше напоминающие хоровое исполнение известной арии князя Игоря — «О, дайте, дайте нам Европу, мы наш позор сумеем искупить!» — также обращены в пустоту. Хотя о позоре они, понятное дело, не заикаются, гордыня не позволяет, но это уже не имеет значения. Европу им никто давать не собирается. И в Киеве есть те, кто это понимает, не случайно наиболее осведомлённые украинские политики, главным образом из дипломатических кругов, призывают соотечественников не обольщаться скорыми «бонусами», а сосредоточиться на «домашнем задании» — на проведении структурных преобразований, реформировании юстиции и решении прочих скучных и, скажем прямо, невыполнимых задач.
Почему невыполнимых? Да потому, что до сих пор всей своей политической практикой — именно практикой, а не декларативным пустозвонством — и молдаване, и украинцы, и грузины доказывали, что ничего подобного делать не в состоянии. Ни укреплять демократию, ни гарантировать справедливый закон для всех, ни развивать экономику. А практика — об этом полтора века тому назад еще европеец Карл Маркс говорил — является критерием истины. Именно на практике люди убеждаются в ложности или истинности своих суждений. В данном случае суждения о том, что их место — в «сообществе демократических европейских государств». Ложное это суждение, и европейские политики — вот спасибо! — начали говорить об этом вслух. Поздновато начали, особенно для соседней Украины, где европейская идея обрела масштабы массового психоза с трагическими для страны и кровавыми для населения последствиями, но лучше позже, чем никогда.
Все последние годы евроориентированные молдавские и украинские политики, журналисты, сонмище экспертов, позиционирующих себя в роли «гражданского общества», требовали от ЕС «ясного сигнала». И вот они его получают, и сигнал этот яснее некуда — перспективы членства в Европейском союзе для вас нет.
И не надо обвинять европейцев в отсутствии политической воли, она у них как раз имеется. Что надо было бы, так это не затуманивать собственное сознание всякими несбыточными мечтами, а видеть то, что есть в реальности. Есть у европейцев воля, и выражается она в том, чтобы держать нас в своеобразном гетто под названием «Восточное партнёрство», и чтобы мы в нём сидели и не рыпались. Очень ясный сигнал. И подлинный смысл Рижского саммита будет заключаться в том, чтобы еще раз этот сигнал повторить. И для украинских евродвоечников, и для молдавских евротроечников. Говорят же — повторение мать учения.
Кстати, ни у Грузии, ни у Украины не должно быть мотивов для обиды на Молдавию за то, что евробюрократы пересадили нашу страну с парты двоечников к троечникам. Тут никаких секретов. В мае текущего года в Кишинёве прошел уже второй кряду гей-парад, выставление напоказ содомского греха становится для молдаван ежегодной традицией — на радость и утеху западному содомитскому лобби. Оказывается, ничего в этом сложного нет — из всех «восточных партнёров» стать самым любимым. Именно по части этого евростандарта мы на троечку-то и отличились. Потому что во всём остальном с точки зрения европейцев молдаване продолжают оставаться такими же неисправимыми двоечниками, как украинцы и грузины.
История с лопнувшим как мыльный пузырь мифом о евроинтеграции Молдавии, Украины, Грузии подходит к своему логическому концу. В её завершении видится один несомненный плюс: европейцы, наконец, начинают говорить национальным элитам этих стран правду.
Пусть правду говорят не все европейцы, а только западные, которые представляют Старую Европу, но ведь именно они, а не восточные европейцы (эти продолжают врать) определяют погоду в ЕС. И пусть их западноевропейская правда еще не окончательно очищена от дипломатических условностей и евроинтеграционной идеологической шелухи. И пусть даже кто-то усмотрит в этой их правде едва уловимое саксонское высокомерие, которое не в состоянии скрыть никакая брюссельская толерантность. Пусть.
Всё равно, ценен уже сам факт того, что они начали открыто говорить нам, что не хотят брать нас к себе. Это хорошо, потому что это правда. А в правде — сила.