«Единая, демократическая, проевропейская» коалиция в Верховной Раде Украины, созданная в ноябре 2014 года, накрылась медным тазом. То есть распалась. Третьи сутки Администрация президента Вальцмана ищет 226 голосов за проект изменений в Конституцию и не находит.
Всего лишь 226 депутатов нужно для того, чтобы направить порошенковский вариант Основного Закона на экспертизу в Конституционный суд. Это позволит создать видимость начала процесса, обратиться к народу с очередным «историческим обращением» и сделать шаг к реализации суперпрезидентской модели формы правления латиноамериканского типа.
Судьи Конституционного суда уже готовы одобрить все. Даже легализацию однополых браков. Выбор у них, по сути, невелик: либо выполняешь пожелания Банковой, либо тебя репрессируют посредством посадки в тюрьму. Очень демократично, как по мне.
Однако начались брожения в «проевропейской коалиции». Мало кто сегодня вспоминает о том, что ее состав формально насчитывает 304 «европейца» с мандатами. Этого количества кнопкодавов вполне достаточно для того, чтобы принять любой вариант Конституции. Однако «парламент майдана» неожиданно стал разлагаться. Причем, как оказалось, разложение пошло с головы, то есть с фракции, носящей «святое» имя – «Блок Петра Порошенко». По списку в «БПП» числится 144 депутата, это самая крупная группировка парламента. К июлю 2015 года выяснилось, что Администрация президента контролирует немногим более 80 депутатов. Как так?! А вот так. Побежали, гады, с президентского «Титаника», только пятки засверкали. В первых рядах «беглецов» мажоритарщики – депутаты, избранные по одномандатным округам. Их 66. Красивое число. Набрали их во фракцию чисто для того, чтобы обойти по числу кнопкодавов «Народного Фронта» Арсения Яценюка. «Фронтовики» победили на парламентских выборах в партийной номинации, заведя в Раду 81 депутата. Порошенковцы отыгрались с помощью мажоритарщиков. Но все равно были вынуждены отдать кресло премьера Арсению как победителю кампании.
Долго сосуществовать конгломерат мажоритарщиков и партийцев в БПП не мог по определению. Необходимы были стимулы для объединения. В том числе и материальные. А тут в правительство стали назначать грузинских и эстонских «менеджеров», на финансовые потоки сели «рошеновские» офисные хомячки. Всем остальным предложили запастись терпением и гордиться самим фактом принадлежности к «именной политической силе». Терпения хватило ненадолго, поскольку уже в июле намечается пушистый дефолт, а осенью должны состояться выборы местных органов власти. Поэтому надо думать над тем, как вписаться в новую политическую реальность. Кроме того, в блоке Вальцмана есть еще представители партии «УДАР» Виталия Кличко. Они тоже не удовлетворены. Они же рассчитывали, что Виталька станет президентом. А он стал киевским мэром и гоняет мобильные ларьки по производству шаурмы, а также позирует в фуражке новой киевской полиции, вызывая вполне однозначные ассоциации. Крайне, должен вам сказать, гомофобные.
Противоречия между «ударовцами», мажоритарщиками и остатками «порошенковцев» достигли апогея во время голосования за закон 1558-1. Проект предусматривал реструктуризацию валютных кредитов физических лиц по курсу восемь гривен за доллар (текущий курс – 22 гривны за бакс). Благодаря голосам из блока Петра Порошенко этот закон был неожиданно принят. Начался скандал, поскольку Администрация президента расценила данный нормативный акт как «популистский», ибо он «подрывает финансовую систему Украины». Половина фракции Вальцмана считает, что популизм популизмом, однако отчаявшийся народ может всех вынести вперед ногами из зала заседаний, поэтому лучше за него проголосовать. И в этот момент лидер БПП, известный алкоголик Юрий Луценко в знак протеста подал в отставку. Ну что вам еще надо для подтверждения полного раскола фракции? Вальцман забеспокоился и позвал Луценко на переговоры. Ночью. Видимо, бухали они до утра, поскольку до сих пор президентская фракция не знает, кто ее лидер. Юра исчез. Наверное, плохо себя чувствует.
Не лучше ситуация и в «Народном фронте» Арсения Яценюка. По списку там 81 депутат. Фактически это «холдинг», состоящий из отдельных группировок: «истинные фронтовики» (как правило, выходцы из Черновцов – родины Сени), «турчиновцы» (ориентируются на секретаря Совета национальной безопасности и обороны Александра Турчинова), «самооборонцы» (ходят под первым вице-спикером Андреем Парубием), «люди Бени Коломойского» (без комментариев) и «полевые командиры» (карательный батальон «Азов»). Есть еще бывший киллер группировки Могилевича. Но это отдельная история.
Все понимают, что Арсений отправится в страну непуганых зайцев, то есть в отставку. Либо до выборов в местные советы (осень текущего года), либо после. На самих выборах «Народному фронту» ничего не светит. Точнее, «НФ» будет похоронен как перспективная политическая сила. Надо делать выбор. Вот и расползаются депутаты, ведут переговоры с такими «злобными олигархами», как Дмитрий Фирташ, Игорь Коломойский и Ринат Ахметов.
«Радикалы» Олега Ляшко давно уже числятся в оппозиции, хотя формально пребывают в коалиции. Ну, геи, что с них возьмешь. Чисто популистский проект оппозиционера-«майданщика» Сергея Левочкина. Кстати, в последнее время «ляшковцев» уверенно переигрывает Юлия Тимошенко («Батькивщина»), прочно оседлавшая перспективную для выборов тему повышения тарифов на услуги ЖКХ. В закрытых социологических опросах ее политсила выходит на второе место. Тимошенко, понятное дело, не может считаться «устойчивым членом коалиции». Во-первых, она бабушка, а не «член». Во-вторых, вся ее деятельность сводится к реваншу. Шансов мало, но бабулька не сдается.
И, наконец, особняком в коалиции стоит «САДОпомич». Так называют фракцию по фамилии мэра Львова Андрея Садового – официального руководителя данного проекта. После того, как «САДОпомич» проголосовала против утверждения президентского ставленника Василия Грицака главой СБУ, де-факто фракция встала на тропу войны с АП. Оно и понятно, поскольку Садового сегодня раскручивают как преемника Порошенко. Один из спонсоров проекта – Беня Коломойский. Вальцман об этом знает и нервничает. Новому главе СБУ Грицаку поставлена задача – не допустить прохождения «Самопомочи» в местные советы за пределами естественного ареала обитания данной политпартии (Галичина). Желательно также не допустить избрания Садового мэром Киева.
Вот вам общая ситуация с пятью коалиционными членами. Вполне прогнозируемо, что глава АП Борис Ложкин никак не может собрать 226 голосов за позитивное голосование по новому конституционному проекту. Мало кто хочет в нынешней Верховной Раде усиления полномочий Вальцмана. Он же получит право распускать областные советы и назначать смотрящих по областям. Плюс хочет перекроить все административные границы, сломав систему распределения мажоритарных округов, которая складывалась десятилетиями.
Понятное дело, до открытого конфликта и демаршей дело почти не доходит. Формально коалиция существует. Просто для принятия важных для Вальцмана решений голосов не хватает. Президент нервничает. Активизирует ГПУ, чтобы было возбуждено побольше дел против депутатов. Однако коалиционеры уже не склонны так охотно одобрять представления генпрокурора на арест своих коллег. Согласны «сдавать» представителей Оппозиционного блока. И только. А Вальцману необходимо зашугать именно коалиционеров. Ситуация сложилась патовая. Депутаты просто разъехались по теплым краям, предоставив спикеру Гройсману право созывать чрезвычайную сессию. Он может созывать ее до посинения. Вопрос только в том, кто приедет. Снова намечается дефолт. На этот раз коалиционный. Спикер нервничает. Его пообещали отправить на выборы мэра Киева, если облажается с конституционным проектом.