Итак, в Мукачево произошла перестрелка между Правым сектором и полицией хунты. Сразу появились комментарии, начиная от того, что это начало конца и заканчивая тем, что ничего страшного не случится, Порошенко всех задавит или найдут компромисс. Давайте разберёмся.
Это не начало конца. Поскольку начало конца случилось в тот момент, когда хунта оперлась на незаконные вооруженные формирования нацистов. В этот момент государство отказалось от права на монополию на применение силы. С тех пор конфликт между разными группировками хунты был неизбежен.
Многие из нас надеялись, что взрыв произойдет раньше, но США удалось временно стабилизировать ситуацию. Относительно стабилизировать, поскольку вооружённые формирования нацистов не были распущены и полностью власти не подчинились, но и внутренняя война не началась.
Тем не менее, взрыв был и остаётся неизбежным. Его неизбежность диктуется ограниченностью ресурсов хунты и неготовностью, да и неспособностью США закачать на Украину достаточно ресурсов для того, чтобы хватило всем группировкам, а ещё и на поддержание функций государства осталось.
Это, однако, не означает, что именно данный конфликт обязательно выльется в общеукраинское противостояние. Он может стать спичкой, поднесённой к бочке с порохом, а может и не стать. Тогда придётся ждать следующего.
Что мы имеем на выходе. Конфликт в Мукачево для нас, безусловно, позитив. Он может разрешиться тремя основными способами:
1. Подавление Правого сектора.
2. Свержение Порошенко.
3. Временный компромисс.
В любом из вариантов власть Киева слабеет, а дестабилизация нарастает. Как бы там ни было, но и полиция и Правый сектор представляют из себя вооруженную опору хунты. Полиция используется для формально законного подавления сопротивления. Правый сектор для внесудебных расправ.
Когда две вооружённые структуры одной системы начинают стрелять друг в друга, это может означать только одно — система находится в глубоком кризисе и разные её группировки больше не могут договариваться мирно. То есть, так или иначе, но война внутри системы становится неизбежной. Хоть, возможно, окончательный взрыв, как я писал выше, и удастся отложить на неопределённое время.
Выгодно это нам? В любом варианте выгодно.
Подавит Порошенко Правый сектор — власть лишится опоры на наиболее мотивированных нацистов, в том числе и на часть волонтёрского движения, которое кормит армию. Многие волонтёры Правому сектору симпатизируют. Точно так же есть симпатизирующие ему и среди офицеров, в том числе высшего командного звена. То есть, силовая опора власти ослабеет.
Если Правый сектор сметёт Порошенко, еще лучше. На Украине установится радикально-националистическая диктатура, закрывать глаза на которую не смогут ни американцы, ни, тем более Европа. Международная легитимность режима опустится до нуля, а сопротивление ему внутри страны усилится. Кроме того, взять под контроль всю Украину нацисты (без поддержки статусных политиков) не смогут.
Смогут они как-то договориться. Плохо, конечно, но это не снимет противоречий (то есть причины, вызвавшие стрельбу останутся и следующий конфликт будет делом времени, а не принципа). Кроме того, Порошенко распишется в том, что в его стране можно вступать в перестрелки с полицией и ничего Вам за это не будет. А на руках полно оружия и ненависть к власти давно охватила даже майданные круги. Наконец, Правый сектор всё равно будет считать себя униженным и оскорблённым, а безнаказанный опыт применения оружия против представителей власти буде толкать на аналогичные «подвиги».
В сухом остатке имеем:
1. Дестабилизация внутри киевской власти нарастает.
2. Компромисс невозможен.
3. Прецедент вооруженного противостояния уже создан.
4. Осталось дождаться, когда количество перейдёт в качество.
5. Сколько ждать? Не знаю, но, думаю, что в худшем случае речь может идти о нескольких месяцах, а, возможно и быстрее.
6. Кроме всего прочего данный инцидент свидетельствует о том, что уже и американцы не могут держать ситуацию под контролем.