США опираются на фигуры из этого самого олигархического пасьянса, и как их ни меняй, они все равно друг с другом воевать будут.
Экс-президент Грузии, ныне губернатор Одесской области Украины Михаил Саакашвили заявил, что у него есть доказательства, что олигарх Игорь Коломойский занимается контрабандой в Одессе.
«Я имею очень много доказательств, и потому он волнуется. Он прекрасно знает, что меня нельзя купить и меня нельзя запугать», — говорит Саакашвили.
«Я буду представлять все доказательства. У нашей милиции, честной ее части, есть уже серьезные доказательства о том, как приходит отмывание денег, как не платятся налоги, как происходит движение через таможню«, — добавил губернатор Одесской области, находящийся в международном розыске.
Но пойти дальше слов – к делу, то есть в суд – Саакашвили не собирается. Тогда для чего эти громкие заявления? Политолог Ростислав Ищенко считает, что эти высказывания призваны просто прикрыть силовой характер противостояния между Саакашвили и Коломойским. Эксперт уверен, что официальные заявления делаются только потому, что не может же Саакашвили прийти и сказать – я сейчас одесский губернатор, поэтому мы «отожмем» у Коломойского его активы. На этом фоне начались митинги против «Порошенко-Вальцмана» в вотчине Коломойского — Днепропетровске.
— Тут свеженазначенный губернатор Одессы делает заявления про олигарха Коломойского — Саакашвили говорит, что у него есть доказательства о причастности олигарха к контрабанде. Как думаете, не врет? И почему такие заявления вообще делает?
Ростислав Ищенко: Саакашвили, в принципе, представляет сторону, заинтересованную в конкуренции с Коломойским в Одесском порту. Вообще, одесский регион находился под контролем Коломойского неслучайно — через порт выводится большая часть продукции заводов на экспорт. Понятно, что конкуренция в данной ситуации со стороны Коломойского и со стороны Саакашвили недобросовестная. То есть и те, и другие, по большому счету, закон нарушали, нарушают и будут нарушать. Они решают все вопросы силовыми методами, но все остальное – это просто информационное прикрытие подобного образа действий. Потому что не может же Саакашвили прийти и сказать – я сейчас одесский губернатор, поэтому мы «отожмем» у Коломойского порт.
— Это очень по-американски – сказать «у меня есть доказательства, но какие, я не скажу»? То есть это просто заявление на публику?
— Да, эти заявления призваны просто прикрыть силовой характер противостояния между Саакашвили и Коломойским. Потому что в конечном итоге побеждает тот, кто может силовым путем занять соответствующее предприятие. Речь идет не о каких-то крупных политических противоречиях — и те нацисты, и эти нацисты. Речь идет о том, что идет передел собственности, и если Коломойский вел счет в свою пользу, то теперь Саакашвили начинает делить в свою пользу, в пользу Порошенко, в пользу тех же американцев – уже неважно. Но для того, чтобы это выглядело как-то более-менее прилично, делаются такие заявления о «контрабанде», о чем-то еще.
— Не один Саакашвили «в поле войн», кто еще против Коломойского выступает?
— Против Коломойского многие выступают, потому что Коломойский против всех в свое время выступал. Проще назвать тех, кто не выступает против Коломойского. Сейчас пока не выступает активно Аваков, который контролирует МВД, он старается просто там удержаться и он вообще пытается сохранять баланс между всеми. То есть ему сильный Порошенко тоже невыгоден, а все остальные, пожалуй, выступают против Коломойского.
— А кто стоит за Саакашвили, Порошенко – просто глобальный капитал против локального олигарха?
— Ну, не совсем так. Американцы решают свои политические проблемы, им нужно усиление контроля, во-первых, на границе с Приднестровьем, во-вторых, над единственным оставшимся на Украине крупным портом. Даже не одним, а агломерации портов: Одесский, Николаевский, Херсонский – они все практически контролируются из Одессы, туда назначается Саакашвили как совершенно ручной проамериканский политик. Он шаг влево, шаг вправо не сделает без указания Государственного департамента. До этого там был Коломойский, тот был заинтересован в абсолютной стабильности одесского региона, поэтому он, допустим, мешал, в свое время Киеву, американцам дестабилизировать границу с Приднестровьем, потому что ему было важно, чтобы стабильно работал порт. Война в этом регионе ему была не нужна. И американцы назначают «своего» – Саакашвили, чтобы иметь регион под полным контролем. Не через какую-то феодальную самостоятельность Коломойского, который, вроде бы, подчиняется, но решает какие-то свои проблемы на своей территории, а полностью контролировать через своего наместника Саакашвили. Но при этом там есть интересная собственность, интересные активы. А вот эти активы уже начинают «отжиматься» Саакашвили в свою пользу, в пользу Порошенко, в пользу каких-нибудь там американцев, которые успеют прибежать. В свое время, когда только произошел переворот, еще никакого Саакашвили, даже Порошенко не было, собирался там сын Байдена участвовать в добыче сланцевого газа – почему дети других политиков не могут поучаствовать в приватизации Одесского порта. Но это уже «дополнительные бонусы». То есть решения принимаются на политическом уровне, а то, что им разрешают грабить в свою пользу – это уже более низкий уровень, когда все понимают, что люди же должны как-то оправдывать свое участие в проамериканских мероприятиях.
— В вотчине Коломойского – Днепропетровске – тут же прошла акция протеста с требованием отставки президента Украины. То есть, можно сказать, он просто так не сдастся?
— Он прекрасно понимает, что рано или поздно тем же американцам вполне может понадобиться заменить Порошенко. Коломойский сам на президентство не претендует. Но он может поддержать кого-нибудь еще. Он сейчас создает при помощи своего друга Корбана партию «Укроп» – туда пытается привлечь недовольные правлением Порошенко силы, он проводит своих людей в парламент, он контролирует фракцию «Самопомощи» господина Садового (она, в общем-то, немаленькая), контролирует просто отдельных депутатов из других фракций, то есть у Коломойского достаточно прочные политические и финансовые позиции. Коломойский контролирует всю экономику Днепропетровского региона, даже не имея конкретной политической власти, и, даже не имея политической власти, оказывает серьезное влияние на этот регион. «Приват-Банк» Коломойского фактически на грани банкротства, тем не менее, все еще остается пока что системообразующим в украинской банковской системе, и проблема «Приват-банка» – это фактически крах украинской банковской системы – это тоже серьезный аргумент. Ему есть чем сражаться.
— В общем, приход Саакашвили – это шаг в войне олигархических кланов?
— И да, и нет, это естественно, что если бы туда пришел не Саакашвили, а кто-нибудь другой, но не человек Коломойского — это тоже была бы война олигархических кланов, но других. Оказался бы там человек Ахметова Пинчук – это бы тоже была война олигархических кланов. Просто сейчас очень многие решения на Украине принимаются США, исходя из их стратегических, политических интересов. Но при этом как «второе дно» – они имеют еще внутреннюю экономическую нагрузку в виде именно олигархической войны, потому что в любом случае СШАопираются на фигуры из этого самого олигархического пасьянса, и как ты их ни меняй, они все равно друг с другом воевать будут.
— Вообще на Украине что-то происходит – что не является войной олигархов?
— Происходит. Есть еще параллельно идущая война олигархических кланов с нацистскими батальонами. Она не так ярко освещается, но периодически «выплескивает» и недовольство нацистов олигархическим характером власти, и недовольство олигархов тем, что до сих пор вооруженные нацисты представляют какую-то силу, а не выполняют их приказы. Порошенко и нацистские добровольцы совершенно очевидно друг другу противостоят, периодически это выливается даже в перестрелки.
— Чем может кончиться эта «борьба бульдогов под ковром» для Украины как для государства, да и для нас чем чревата?
— Фактически она уже кончилась распадом Украины. Очевидно, что этот распад должен прогрессировать, потому что пока Украина удерживается в состоянии условной стабильности только за счет финансово-экономической, политической и даже военной поддержки США. Как только эта поддержка прекращается по тем или иным причинам — есть все основания считать, что она будет ослабевать и прекратится достаточно быстро — все эти внутренние противоречия просто разрывают страну. Для нас это чревато – сейчас идет война на границе. Где находятся миллионы беженцев? Откуда идет помощь в Донбасс? Понятно, что придется потом стабилизировать Украину тоже России, потому что ни одно государство не может допустить, чтобы на границе существовал такой огромный, никем не контролируемый бандитский анклав, где ходят туда-сюда «махновские банды», делят потоки контрабанды, наркотиков, оружия и так далее. Понятно, что это уже влияет на Россию, и весьма негативно.