В ходе встречи 17 августа министры иностранных дел России и Ирана Сергей Лавров и Мохаммад Джавад Зариф обсудили ряд стратегических вопросов, но журналистам сообщили не все. Президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко проанализировал результаты встречи Сергея Лаврова со своим Иранским коллегой Джавадом Зарифом.
Снятие санкций
Стороны намерены восстановить торгово-экономическое сотрудничество невзирая на затягивание Соединенными штатами официальной ратификации ядерной программы. Бытует мнение, что Госдеп намерен не только затянуть отмену Иранского пакета санкций, но и продлить их. Тем не менее, Россия готова к переговором на упреждение, что само по себе не нарушает нормы международного права.
Цена на нефть
Удивление многих экономистов в поддержке Москвой снятия нефтяного эмбарго можно объяснить тем, что на переговорах Лаврова с Зарифом упомянута тема нефтяного рынка. Синхронизировав позицию по ценам на нефть, страны смогут не только удержать рынок от падения, но и хорошо заработать. В благодарность за огромную работу России по снятию с Ирана ограничений, Лавров вероятно попросил помощи в отстаивании позиции России в ОПЕК.
Не рынком единым
Ростислав Ищенко уверен, что стороны обсудили также и вопросы военно-технического сотрудничества. Иран остро нуждается в современных системах ПВО, как и в масштабном перевооружении армии. Закупать оружие на Западе Тегеран не станет по понятным причинам, а самостоятельно произвести все комплектующие просто не в силах.
Сирийский вопрос
В продолжение военного сотрудничества стороны выразили солидарность в вопросе восстановления стабильности на Ближнем Востоке. В планах — создание военно-политического альянса Большого Ближнего Востока. Здесь отмечено полное единство в урегулировании конфликта в Сирии. Как известно, Россия заняла последовательную позицию в сирийском вопросе с самого начала конфликта в 2011 году, не допустив в 2013-ом бомбардировок Дамаска. Отвлеченная на полыхающую в огне гражданской войны Украину, Москва уменьшила активность на сирийском направлении, что дало повод мировой общественности подумать о выходе из урегулирования противостояния в Сирии. На встрече Лавров ясно дал понять, что Кремль настроен на активную работу.
Приверженность обещаниям
Иран оказывает сирийскому правительству конкретную военную поддержку, а не просто экономически и политически способствует разрешению кризиса. Солидарность Москвы с Тегераном говорит о том, что Россия будет помогать в военном плане не только сирийской армии, но и иранским войскам, которые участвуют в войне с ИГИЛ. Конечно, речь не идет об отправке «вежливых людей» с триколорами на шевронах. Скорее — поставки бронетехники, оружия и всевозможных припасов. Эта ситуация не должна вызывать бурную реакцию общества, так как боевики регулярно получают поставки западных образцов оружия и техники. Одна из зафиксированных перебросок вооружения через Иорданию в 2013 году содержала более 100 танков.
Солидарность с Ираном дает ясный ответ на вопрос о том, какую сторону займет Москва в Ближневосточном глобальном противостоянии. Отказав Саудовской Аравии в поставках уникальных комплексов С-400 дважды: в 2009-ом и 2013-ом, Россия поддерживает антиэкстремистский блок, который выступает против суннитских монархий Персидского залива (например, Йемена), активно солидаризирующихся и даже присягающих на верность ИГИЛ.
Через Кавказ на Ближний Восток
Наращивание активности Москвы на ближневосточном направлении гарантировано приведет к увеличению внимания к Кавказу, который отделяет Россию от Ирана и создаваемого Большого Ближнего Востока. Азербайджан становится стратегически важной транзитной территорией, так как Грузия и Армения имеют довольно холодные отношения с Москвой.
Вопрос в том, что у Баку с Тегераном отношения не ладятся: Иран поддерживал Армению, находящуюся с Азербайджаном в конфликте вокруг Нагорного Карабаха, а Азербайджан ориентирован на натовскую Турцию — потенциального противника Ирана. Наладить отношения с Анкарой не получается и у Москвы.
Хорошая новость заключается в том, что Баку будет вынужден пойти на конструктивный диалог с соседями, иначе рискует оказаться в региональной изоляции, что легко подтверждается политической картой региона. Помочь в потеплении отношений могут и планы стран по созданию «Нового Шелкового пути», который должен пройти через иранскую территорию и может сомкнуться в Баку. Стоит ли говорить, что в таких вопросах деньги говорят лучше аргументов.