Результаты американской внешней политики, наглядно демонстрируют, что бывает с теми, у кого переизбыток силы, но недостаток ума. О провале американской внешнеполитической стратегии на Ближнем Востоке, в США и Европе пишут и говорят уже все кому не лень. Большой американский тупик в международных делах сейчас наиболее актуальная тема дискуссий на Западе.
Несмотря на это Вашингтон пытается делать хорошую мину при плохой игре. С удивительным упорством высокопоставленные американские чиновники демонстрирую публичный имперский оптимизм, пытаясь убедить общественность в том, что лишь происки подлых врагов прогрессивного человечества мешают США привести мир к апофеозу счастья и процветания. В том числе, и в Сирии.
Впрочем, даже Белому дому с каждым месяцем становится труднее скрывать тот очевидный факт, что ситуация на том же Ближнем Востоке ушла из-под американского контроля. Об этом свидетельствуют робкие телодвижения чиновников из Государственного департамента. На данный момент США уже пытаются преодолеть свой хронический аутизм. В Вашингтоне начинают постепенно понимать, что упорное натягивание на действительную реальность американских виртуальных представлений о ней чревато крайне негативными последствиями для самих Соединённых Штатов.
Во второй половине сентября госсекретарь США Джон Керри, после переговоров с главой МИД Великобритании Филипом Хаммондом, вдруг заявил, что Россия и Иран могут поспособствовать тому, чтобы президент Сирии Башар Асад принял участие в переговорах по мирному урегулированию вооружённого конфликта в Сирии.
Забавно звучит, не правда ли? США и Великобритания великодушно разрешили России и Ирану пригласить законного президента Сирии принять участие в урегулировании развязанной американцами и британцами войны на сирийской территории. Причём, по мнению Вашингтона и Лондона, добровольный уход с президентского поста Асада является, чуть ли не главным условием прекращения войны в Сирии. Т.е. стоит сирийскому президенту лишь подать в отставку, и тот кровавый хаос, в котором сейчас утопает Сирия, сам собой исчезнет. И не важно, что именно сирийская армия во главе с Асадом на данный момент единственная сила, которая противостоит этому кровавому хаосу.
К сожалению, ни Джон Керри, ни Филип Хаммонд не пояснили, каким образом устранение президента Сирии приведёт к завершению войны. А главное, остаётся непонятным, почему прекращать борьбу должен законный сирийский президент, а не, например, международный сброд, из которого Вашингтон и Лондон на деньги саудитов слепили т.н. «сирийскую оппозицию»? Чем президент Сирии, поддерживаемый подавляющей частью населении страны, хуже противостоящих ему бандитов, исламских экстремистов и откровенных психопатов, не так давно публично поедавших вырезанные сердца сирийских солдат?
Впрочем, искать логику в публичных заявлениях западных лидеров не стоит. По той простой причине, что её там нет. Публика просто должна свято верить всему, что ей говорят высокопоставленные американские чиновники, даже не пытаясь уловить смысл в сказанном ими. Таково предназначение этой публики.
То, что Вашингтон и Лондон внезапно заговорили о необходимости переговоров с сирийским президентом, само по себе говорит о многом. И, прежде всего, это говорит о том, что, несмотря на все усилия Запада, Сирия устояла, она не сломлена и продолжает сражаться. Т.е. неспособность Вашингтона и Лондона уничтожить Сирию с помощью вооружённых исламистских банд, вынуждает американцев и британцев идти на переговоры с законной сирийской властью. Это свидетельство слабости Запада. По сути США себя полностью вычерпали на Ближнем Востоке.
Как недавно написала The Washington Post, администрация президента США Барака Обамы и его команда по внешней политике попала в тупик в вопросе урегулирования сирийского кризиса.
В то время как США не знают что делать дальше, предложение Владимира Путина по решению сирийского вопроса предельно ясно: необходимо прекратить бороться с президентом Асадом и принять роль России как одного из ведущих игроков на международной арене, пишет данное издание.
При этом The Washington Post предполагает, что российский президент в ходе предстоящего выступления на Генассамблее ООН в Нью-Йорке, наверняка предложит Россию в качестве основного союзника коалиции по борьбе с ИГ.
Однако вряд ли американские эксперты позволяют себе мыслить настолько же смело, как это сейчас делает Москва. Ведь российское руководство на данный момент способно пойти намного дальше, чем это кажется Вашингтону. Речь идёт о том, что наиболее эффективным шагом Путина по сирийскому вопросу может быть не присоединение России к созданной США т.н. коалиции по борьбе с ИГ, а создание аналогичной, но не западной коалиции во главе с Россией.
Ныне существующая коалиция, состоящая из 60 (!) государств, продемонстрировала свою полную беспомощность и недееспособность. Так зачем же Москве к ней присоединяться, если она может создать новую коалицию из своих союзников? Сделает ли российское руководство подобный шаг, сказать сложно. Но очевидно то, что ситуация позволяет ему это сделать. Не так страшно «Исламское государство», как его малюют США.
По большому счёту с ним ещё никто серьёзно не боролся. Скорее имитировал борьбу. И если России удастся создать условия для разгрома ИГ, это автоматически позволит Москве вытолкнуть Вашингтон за рамки ближневосточного региона.
Как уже было сказано, американцы в целом постепенно теряют контроль над Ближним Востоком и прилегающими к нему территориями. Не зря же в Москву зачастили представители Саудовской Аравии и Израиля. Интересы этих двух стран уже не совпадают с интересами Соединённых Штатов. Однако речь идёт не только о постепенной потере американцами в этом регионе своих традиционных союзников. Неспособность США руками исламистов захватить Сирию, запустила процесс утраты Ираком значительных территорий.
Как недавно заявил бывший помощник Генерального секретаря ООН Ханс-Кристоф фон Шпонек, верить в то, что сейчас Ирак находится в лучшем положении, чем несколько лет назад, могут только шизофреники. Кроме того, американцы так и не смогли взять под свой контроль Ливию и Афганистан. И шансов на это у них уже нет.
«Думаю, Америку пугает число серьёзных неудач во внешней политике, в военной сфере и сфере безопасности, которые она потерпела в последние годы. Возьмём для примера Ливию. Улучшилась ли там ситуация после интервенции? Может ли Афганистан начать восстанавливаться самостоятельно? Ничего подобного. Число неудач растёт, и, естественно, политики в Вашингтоне пытаются по возможности скрыть этот факт», — подчеркнул Ханс-Кристоф фон Шпонек.
По мнению же итальянского издания L’Opinione, Западу необходима Москва для решения сирийского вопроса потому, что США намеренно не предпринимают каких-либо серьёзных действий в регионе, чтобы затянуть конфликт и ослабить Европу, сохранив своё геополитическое превосходство. Как пишет журналист L’Opinione Маурицио Бонанни, Владимир Путин «и его военное командование, в том числе разведка, — на данный момент единственные, кто хоть как-то держит руку на пульсе событий, которые сейчас происходят на истерзанной сирийской земле».
Сейчас Европа «отчаянно ищет ключи к созданию затруднительного союза с нашим огромным соседом, чтобы он — как хитро — послал своих десантников умирать за нас и противостоять продвижению варваров-джихадистов». «Но сделает ли это Путин? И если да, то какую цену нам придётся заплатить?» — задаётся вопросом Бонанни.
Аналогичным образом думает и бывший президент Франции Николя Саркози, который недавно заявил о том, что Сирию можно освободить от боевиков «Исламского государства» за несколько месяцев, если опираться на Россию.
В Европе зреет мысль о том, что кровавый хаос, организованный американскими стратегами на Ближнем Востоке, в том числе, имел своей целью опосредованный удар по Евросоюзу. Ведь сотни тысяч беженцев, наводнивших европейские страны, спасаясь от войны, несут хаос в саму Европу. И совершенно не исключено, что со временем этот хаос станет кровавым.
Очевидно, в Вашингтоне тоже сейчас понимают, что решить сирийскую проблему и тем более проблему, связанную с ИГ, без России невозможно.
Именно поэтому американское руководство склоняется к неафишируемому сотрудничеству с Москвой, о чём свидетельствует тайный визит в российскую столицу делегации ЦРУ. Об этом недавно сообщило немецкое издание Bild am Sonntag, сославшееся на свои источники в разведывательных кругах США. Целью этого визита стала координация российско-американских действий в Сирии. ЦРУ готово делиться разведывательной информацией с СВР для поддержки действий Москвы против «Исламского государства».
Кроме этого 18 сентября, министры обороны России и США Сергей Шойгу и Эштон Картер впервые обсудили ситуацию в Сирии. Их разговор касался поставок российского вооружения сирийской армии и вопросов прекращения конфликта на территории САР.
«Ситуация в Сирии настолько тупиковая, что Вашингтон пересматривает свой курс и идёт на то, что ещё несколько недель назад невозможно было себе представить: договаривается с Россией на дипломатическом и военном уровне», пишет немецкий журнал Der Spiegel. Восстановление контактов между Штатами и Россией является знаком того, что США осознали: войну в Сирии не остановить без помощи Москвы, утверждает это немецкое издание.
Ещё жёстче по этому поводу высказался на страницах American Conservative известный американский политик Патрик Бьюкенен, заявивший о том, что из-за укоренившейся в США русофобии американские власти никак не могут признать тот очевидный факт, что стратегия Владимира Путина в сирийском конфликте разумна.
Как подчеркнул Бьюкенен, если США будут считаться с интересами России вместо того, чтобы реагировать на непроизвольную русофобию, которую американские аналитические центры выдают за аналитику, то обеим сторонам будет легче наладить сотрудничество в Сирии. Ведь основная проблема, связанная с Сирией, заключается не в русских, а в том, что Америка позволила своим союзникам (Турции, Израилю, Саудовской Аравии и арабским странам Персидского залива) убедить её в необходимости свергнуть Башара Асада, — констатировал американский политик.
Судя по всему, желание США начать сотрудничество с Россией и организовать переговоры по мирному урегулированию с участием Асада, обусловлены тремя основными факторами.
Во-первых, это непрерывно нарастающая экспансия т.н. Исламского государства, постепенно выходящего из-под американского контроля. Набирая силу, этот рукотворный «голем» становится всё более неуправляемым. Причём, его действия уже выходят за рамки отведённой ему Вашингтоном роли.
Его военная экспансия сейчас не только сносит на своём пути ближневосточные страны, создавая хаос, но и стремится к объединению региона в рамках единого исламского государства. Если первое соответствует интересам США, то второе — несёт для них угрозу. Изначальной задачей ИГ было раздробление Ближнего Востока с последующим его подчинением США, а не его объединение в единое антизападное теократическое государство.
Во-вторых, на данный момент стало очевидно, что Вашингтон не способен создать из подконтрольных ему исламистских банд серьёзную военную силу. Об этом свидетельствует недавний скандал в американском парламенте. Как известно, в конце 2014 года конгресс США одобрил выделение $500 миллионов на боевую подготовку сирийских оппозиционеров. Предполагалось, что к концу 2015 года под ружьё будут поставлены почти 5500 бойцов. В течение трёх лет эта цифра должна была возрасти до 15 000 человек.
Пентагон планировал, что эта армия сможет воевать сразу на два фронта: против ИГ и правительственный войск. Однако, как был вынужден недавно констатировать представитель Пентагона генерал ВВС США Остин Ллойд, этот план с треском провалился. Американские военные за этот год смогли подготовить 60 повстанцев, потратив на это более $41 миллиона. В июле их переправили в Сирию, где в течение нескольких дней они были уничтожены силами группировки «Джебхат ан-Нусра» (сирийская ячейка «Аль-Каиды»). Из 60 бравых американских подопечных уцелело то ли четыре, то ли пять человек.
Сенат эта информация шокировала. «Да это шутка!», — сказала сенатор Келли Айотт. «Это просто полный провал», — признал сенатор Джефф Сешнз. При этом Конгресс попытался выяснить, на что были потрачены выделенные на подготовку сирийцев $500 млн.
Однако это до сих пор остаётся загадкой. В связи с данным инцидентом The Times написала о том, что США всё больше склоняются принять идею Москвы о сотрудничестве в Сирии, так как американская стратегия там, по всей видимости, провалилась.
И, наконец, третьим фактором, повлиявшим на смягчение американских позиций по Сирии, стало неожиданное военное присутствие России в этой стране. Если ещё летом многие эксперты полагали, что Москва фактически отдала Асада на растерзание, то уже в сентябре Запад с удивлением обнаружил на авиабазе Бассел аль-Асад в Латакии российские танки, бронетранспортёры, ракетно-пушечные комплексы, дроны, самолёты и вертолёты. Аналитики Stratfor пришли к выводу, что на данный момент там происходит развёртывание российской передовой оперативной базы, на которой уже находится около двух мотострелковых и одна танковая рота.
Внезапное появление российских военных в Сирии ввело Вашингтон в лёгкий ступор. Москва опять оказалась непредсказуемой, а её действия — непросчитываемыми. Судя по всему, по этой причине в Белом Доме до сих пор не знают как реагировать на неожиданный шаг Москвы, способный радикальным образом изменить расстановку сил в регионе и поднять международный статус России на качественно иной уровень.
США либо придётся смириться с тем, что РФ на фоне очевидного американского поражения постепенно выходит на главные позиции в сирийском вопросе, либо всеми силами воспрепятствовать усилению её влияния как в Сирии, так и на всём Ближнем Востоке. Однако сейчас не совсем понятно, есть ли у Соединённых Штатов реальная возможность помешать России решить сирийский вопрос и проблему «Исламского государства».