«Дорожная карта» отставного французского дипломата Пьера Мореля может стать тем компромиссом, который примирит Запад и РФ в конфликте вокруг Донбасса. DW выясняла, почему в Киеве этот документ встретили в штыки.
Патовая ситуация с выборами в Донбассе вновь поставила под вопрос жизнеспособность минских соглашений. Киев долго настаивал на том, чтобы местные выборы, которые запланированы на Украине на 25 октября, прошли в Донбассе исключительно в соответствии с украинским законодательством. Но самопровозглашенные республики определили другие даты голосования, не желая координировать свои действия с Киевом.
«Личное мнение господина Мореля»
Но теперь ситуация может сдвинуться с мертвой точки. По крайней мере, такой вывод можно сделать из скупых сведений о плане, предложенном ветераном французской дипломатии, координатором политической подгруппы трехсторонней контактной группы по мирному урегулированию в Донбассе Пьером Морелем. По информации некоторых западных СМИ, главный пункт плана — принятие Верховной радой специального закона. Компромисс заключается в том, чтобы эти выборы де-юре проходили по украинскому законодательству, но непризнанные ДНР и ЛНР получили возможность провести их по собственным правилам. Впоследствии, как, очевидно, рассчитывает Морель, может открыться путь и к налаживанию полноценного политического диалога, необходимого для реализации минских соглашений.
В Киеве эту идею встретили без энтузиазма. Президент страны Петр Порошенко 20 сентября заявил, что расценивает документ как «личное мнение господина Мореля». Директор департамента политики в МИД Украины Алексей Макеев сообщил DW, что Украина не отвергает «план Мореля», но склонна рассматривать его как «одно из предложений». «У нас в Конституции нет понятия «компромиссные выборы», и здесь все зависит от украинского законодательства», — сказал он, отметив, что именно минские соглашения в Киеве считают основным документом.
Однако участники «нормандской четверки» придерживаются несколько иного взгляда. Представительница МИД Германии сообщила DW, что в Берлине рассматривают «план Мореля» как «основу дальнейшего урегулирования» кризиса в Донбассе. В ведомстве напомнили, что эта позиция зафиксирована и в заявлении министра иностранных дел ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера (Frank-WalterSteinmeier) по итогам переговоров глав МИД «нормандской четверки» в Берлине 12 сентября. «Опираться на идеи Мореля» на следующий день предложил и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. В МИД Франции DW тоже сообщили, что приветствуют усилия Мореля по выработке компромисса. В Париже также заявили об обеспокоенности планами сепаратистов провести отдельные выборы.
«Чеченизация» Донбасса или Приднестровский сценарий?
Среди экспертов оценки «плана Мореля» кардинально разошлись. В Киеве этот документ воспринимают не иначе как ультиматум. Как отметила в беседе с DW аналитик киевского центра «Демократические инициативы» Мария Золкина, западные партнеры склоняют Киев к компромиссу в вопросе выборов в Донбассе, пользуясь рычагом экономической и политической зависимости от западной помощи.
По ее словам, согласие Киева де-факто не только будет означать признание субъектности «квазиобразований ДНР и ЛНР», но и вынудит власти «воскресить» закон об особом статусе Донбасса. «Мы будем обязанными экономически и финансовые эти территории удерживать, но административно и политически иметь никакого влияния на то, что там происходит», — пояснила Золкина.
Эндрю Уилсон из Европейского совета по внешней политике назвал предложения Мореля «катастрофическим» и предложил «выбросить их на свалку». «Если бы предложение Украине заключалось в замораживании конфликта, как она того желает, в этом был бы смысл — нечто вроде приднестровского сценария. Но Россия давит в другом направлении, пытаясь «чеченизировать» эту проблему», — отметил Уилсон, поясняя, что формальное сохранение Донбасса в составе Украины позволяет Москве дестабилизировать всю страну. Позицию ЕС, который, по оценкам Уилсона, стремится к снятию санкций и привлечению Москвы к разрешению кризиса в Сирии, аналитик считает «недальновидной».
Прямой канал Вашингтон-Москва?
Впрочем, «план Мореля», судя по всему, трудно назвать сугубо европейским. По данным DW из дипломатических источников в Париже, компромиссные предложения в общих чертах были выработаны в конце июля Викторией Нуланд и статс-секретарем МИД РФ Григорием Карасиным, а довести их до ума поручили Морелю. Когда же пакет предложений был предварительно согласован, президент Франции Франсуа Олланд предложил организовать встречу лидеров стран «нормандской четверки» в Париже в октябре и допустил отмену санкций против РФ в случае прогресса в мирном урегулировании.
По мнению парижского эксперта по вопросам безопасности Матье Булега, Украина сегодня просто не способна ответить «нормандской четверке» отказом. «Ей следует идти на компромисс, украинцы об этом знают, но проблема в том, что они этого не хотят делать», — говорит Булег.
В последнее время появились более серьезные проблемы, отмечает эксперт. Это прежде всего ситуация в Сирии, борьба с ИГ и миграционный кризис в Европе. И Западу, по его словам, хотелось бы привлечь к их решению Россию.
По мнению опрошенных DW экспертов, Киеву будет трудно принять «план Мореля», таящий в себе множество имиджевых и электоральных угроз власти. Поэтому придется всерьез взяться за децентрализацию и другие непростые конституционные реформы с «взрывным потенциалом». Каждое такое голосование в Раде обещает быть серьезным вызовом, если учесть, что первый вотум за конституционные изменения завершился схватками у парламента и гибелью трех бойцов Нацгвардии.