В Вашингтоне дали понять туркам, что заигрывания с террористами до добра не доведут. Неназванный представитель Белого дома, которого цитирует «Уолл-Стрит Джорнэл», сказал, что «правила игры изменились». «Хватит значит хватит, — объяснил чиновник. — Границу нужно закрыть». Угрозу «ИГ» этот человек назвал «международной» и уточнил, что она проходит «через турецкую территорию». Мало того, туркам рекомендовано увеличить контингент войск на 60-мильном отрезке границы с Сирией.
Об этом пишут корреспонденты «The Wall Street Journal» Адам Энтус, Гордон Лаболд из Вашингтона и Дион Ниссенбаум из Стамбула.
Администрация Обамы настаивает на развёртывании Турцией дополнительных войск вдоль границы с Сирией, чтобы закрыть 60-мильный отрезок границы. Именно этот участок, о котором идёт речь, по словам американских чиновников, используется боевиками «Исламского государства».
Официально США не указывали «определённого количества солдат». Однако, по оценкам представителя Пентагона, для перекрытия границы на турецкой стороне может потребоваться более 30.000 военнослужащих. Только на оцепление потребуется более 10000 солдат, заметил один неназванный чиновник.
Турецкие официальные лица уже заявили, что они согласны с ужесточением пограничного контроля. Некоторые меры будто бы уже реализуются. Правда, по мнению Анкары, оценки Пентагона касательно числа военнослужащих на границе завышены. Своих же оценок Анкара отчего-то не даёт.
В обмен на более активные действия против «Исламского государства» Анкара желает получить от Европы побольше финансовой помощи: ведь туркам приходится «иметь дело с его 2,2 млн. сирийских беженцев». Также турки хотят создания безопасной зоны в Сирии — реализации той идеи, которую администрация Обамы «отложила», найдя её «слишком рискованной и сложной».
Американские же чиновники считают, что развёртывание турецких сил у границы, в том числе подразделений пехоты и артиллерии, стали бы реальной преградой для основных транзитных маршрутов, которыми пользуются боевики «Исламского государства». Эта мера положила бы заодно и конец потоку иностранных боевиков, перемещающихся в Европу.
США и турецкие лидеры ещё в июле достигли принципиального согласия по поводу совместных усилий пограничного противодействия боевикам, однако выполнение плана оказалось под угрозой из-за трений между Турцией и США, а также некоторыми спорами в администрации Обамы. США готовили авиаудары против боевиков совместно с сирийскими повстанцами, но этот план остановился из-за российских авиаударов и вероятного хаоса в воздухе. План был снова поставлен на срочную повестку дня из-за терактов в Париже. Но турки сбили российский военный самолёт, и это добавило новых осложнений.
Американские официальные лица сейчас заявляют, что Турции следует существенно увеличить плотность своих войск вдоль границы, в частности, между двумя приграничными городами, которые, как полагают американские спецслужбы, «Исламское государство» использует в качестве транзитных пунктов.
«Правила игры изменились. Хватит значит хватит. Граница должна быть запечатана на замок, — сказал в адрес Анкары высокопоставленный чиновник из администрации Обамы. — Это международная угроза, она идёт из Сирии и проходит через территорию Турции».
Турецкие же официальные лица отвечают, что они готовы принять необходимые меры, но при условии: США тоже примут меры. «Турция полна решимости очистить от «Daesh» 98 километров границы между Килисом и Джераблусом», — сказал один турецкий старший чиновник. И добавил, что никому, в том числе и американским партнёрам, не нужно давать туркам советы или делать предупреждения.
В сочетании с развёртыванием турецких военных сил в приграничных пунктах США в принципе согласны обеспечить поддержку с воздуха коалицию повстанческих сил, которая борется с «Исламским государством» в Сирии. Турецкие чиновники считают именно эти наземные операции внутри Сирии при поддержке США приоритетными, указывает издание. А вот начальники из Пентагона сомневаются, что Турция сможет собрать достаточное количество повстанцев в северной Сирии, которые могли бы бороться не с не режимом Асада, а с «Исламским государством», особенно если вспомнить о поддержке Асада российскими воздушными силами.
Что касается безопасной зоны, то и Пентагон, и Белый дом давно выступают против создания этой формальной территории. Чиновники из США говорят, что это втянуло бы Вашингтон в войну.
Как отмечает далее журнал, американские официальные лица предупредили Анкару: она может столкнуться со «значительным» возражением европейских держав, если не сможет перекрыть границы иностранных боевиков, которые из Сирии стремятся вернуться в Европу. Парижские теракты стали «тревожным звонком» для турок и показали, что «эту проблему» те «не держат под контролем».
На недавнем саммите G20 Барак Обама говорил Реджепу Тайипу Эрдогану, что Турции следует действовать быстро. Пограничный район необходимо оцепить, чтобы уменьшить риск новых терактов в Европе и за её пределами.
В ходе встречи г-н Эрдоган, отвечая Обаме, согласился с необходимостью предотвращения передвижений боевиков «Исламского государства» через турецкую границу.
Президенту Турции не нравится, что под российские авиаудары попали силы этнических туркмен. Г-н Эрдоган предупредил Россию, заявив, что подобные атаки должны быть прекращены.
Американские чиновники говорят, что в последние месяцы Турция предприняла некоторые шаги по «замедлению» потока иностранных боевиков, в том числе закрыла основные пограничные пункты вдоль границы страны с Сирией.
Однако эти «некоторые шаги» несравнимы с эффективностью действий курдов. Американские чиновники в качестве примера указывают на успех сирийских курдских сил, оцепивших границу на восточных берегах реки Евфрат в Ираке. Операции, проводимые там курдами, позволили почти полностью перекрыть поток иностранных боевиков.
На это турки возражают: мол, Вашингтон сам не способен надёжно перекрыть американо-мексиканскую границу. И американцам уже из этого надо уяснить, насколько трудны подобные операции.
Должностные лица США «раздражались при таком сравнении», отмечает журнал. «Будь мы в состоянии войны с Мексикой, мы бы закрыли эту границу», — заявил высокопоставленный чиновник из президентской администрации.
Кстати, добавим от себя, вопрос перекрытия турецко-сирийской границы, через которую свободно перемещаются боевики «ИГ», заострил не кто иной, как Франсуа Олланд. После терактов в Париже тема боевиков в Европе стала поистине «злободневной», и французскому президенту хочется принять меры не на словах, а на деле. А «дело» находится как раз на турецкой границе.
На днях Ф. Олланд предложил принять меры и перекрыть границу между Турцией и Сирией. «Он предложил принять конкретные меры, чтобы перекрыть границу между Турцией и Сирией. Мы это активно поддерживаем, открыты к тому, чтобы согласовать практические шаги — разумеется, во взаимодействии с сирийским правительством», — сказал глава МИД РФ Лавров на пресс-конференции по итогам переговоров со своим сирийским коллегой Валидом Муаллемом. «Мы убеждены, что, перекрыв эту границу, мы во многом решим задачи искоренения терроризма на сирийской земле», — цитирует Лаврова газета «Взгляд».
И совсем не удивляет то, что глава МИД России сказал о Турции. Он отметил, что у Москвы и Дамаска накапливается всё больше вопросов к Анкаре по поводу её заинтересованности в действительной нормализации ситуации в Сирии.
Высказал своё мнение и глава МИД Сирии Валид Муаллем. Он сказал, что Турция поддерживает действующих в Сирии террористов и вообще «на протяжении пяти лет бьёт Сирии в спину».
И странно было бы думать, отметим в заключение, что Анкара, которая 5 лет «бьёт Сирии в спину», вдруг сейчас отказалась бы от своей долгосрочной стратегии, направленной на свержение Асада. Напомним, что в 2013 году Эрдоган обзывал Асада «мясником» и «убийцей».