Президент Эрдоган делает хорошую мину при плохой игре и говорит, что у Турции есть альтернативы России как в торговле, так и в сфере энергоснабжения, а также туризма.
Однако аналитики и эксперты по энергетике сомневаются, что у Эрдогана есть основания для такой уверенности, пишет Hürriyet Daily News.
Турки, бизнес которых так или иначе связан с Россией, в результате кризиса между двумя странами «пребывают в состоянии, близком к панике». Чтобы убедиться в этом, достаточно почитать, что они говорят турецкой прессе, отмечает автор статьи.
В то же время в проправительственных СМИ множатся сообщения о том, как успешно Анкара ищет альтернативные источники энергии взамен российской, особенно в Азербайджане и Катаре. Однако аналитики утверждают, что для этого потребуется время и что эти страны все равно не согласятся на условия Турции.
Если предположить, что Эрдоган прав, и Турция легко преодолеет проблемы, вызванные кризисом в отношениях с Россией, становится непонятно, почему правительство не позаботилось об установлении новых связей заблаговременно, а сложило все яйца в одну — российскую — корзину, пишет издание.
Несмотря на обширные общие интересы в экономической сфере, Анкара и Москва редко когда выступали на одной стороне в международной политике, отмечает Hürriyet Daily News. Они всегда расходились в том, что касается Кипра, а для Турции это вопрос национальной важности. Недавно между Россией и Турцией также возникли серьезные разногласия по поводу Крыма и Сирии, напоминает издание.
Для Турции было бы разумно сократить зависимость от России, которая поставляет в страну 54 процента природного газа, и разнообразить свои экспортные рынки с учетом того, что политические проблемы в отношениях с Москвой могли обостриться, считает автор статьи.
Прежние правительства Турции уверяли, что отношения с Россией поддерживались на относительно хорошем уровне, независимо от политических разногласий, потому что все понимали — это никогда не было так просто, как сейчас пытается продемонстрировать Эрдоган.
Турецкий президент и премьер-министр, «ослепленные своим ограниченным пониманием внешней политики и региональными расчетами», угодили в ловушки, которые сами установили на международном уровне, «по-донкихотски преследуя свои мечты о газопроводе, не в последнюю очередь полагая, что Турция — естественный лидер для Ближнего Востока», подчеркивает Hürriyet Daily News.
Однако сегодня у Турции нет связей с Израилем или существенных отношений с Египтом, от Ирана она отдалилась, а последняя словесная стычка между Анкарой и Багдадом по поводу размещения турецких военных в Ираке показывают, что и тут сложилась натянутая обстановка, отмечает издание.
Если раньше Анкара придерживалась политики, основанной на невмешательстве в дела других стран, и уж точно не помогала осуществлять в них смену режима, то при Эрдогане и Давутоглу все изменилось — они решили, что «прежняя внешняя политика Анкары основывалась на раболепном понимании регионального потенциала Турции», продолжает автор.
В конечном счете они, как гласит турецкая пословица, «выкололи глаз, пытаясь подравнять ресницу». Очень скоро стало ясно, что «они никогда не понимали основ происходящего в этой части мира, и какой в регионе видят Турцию», пишет издание.
В стремлении уменьшить «раболепство» Турции, они увеличили зависимость безопасности Анкары от внешней поддержки, и теперь Турция при помощи других стран пытается вернуть себе хотя бы часть потерянного влияния в регионе, подчеркивает Hürriyet Daily News.