Вице-президент США Джо Байден заявил, что Украина ведет две битвы: против «безжалостной агрессии» России и против «раковой опухоли коррупции», и обе эти битвы поддерживаются американской стороной.
США обеспокоены не столько самим по себе высоким уровнем коррупции в Украине, сколько тем, что это может стать причиной дестабилизации действующей системы власти в стране. Поэтому предлагается принять меры для «выпуска пара».
Об этом в интервью рассказал политический эксперт Михаил Павлив.
В ходе двухдневного визита в Украину вице-президент США Джо Байден встретился с президентом Петром Порошенко, премьер-министром Арсением Яценюком, выступил в парламенте. По его словам, Украина ведет две битвы: против «безжалостной агрессии» России и против «раковой опухоли коррупции». И обе эти битвы поддерживаются американской стороной.
— Вице-президент США Джо Байден в своем выступлении в Верховной Раде много внимания уделил проблеме украинской коррупции. Но об этом же говорят давно, а воз и ныне там. Как расценивать такой акцент в выступлении американского гостя?
— Американцам на коррупцию в Украине плевать. Она цветет буйным цветом и в самих США, и в других странах. Вопрос в стабильности действующей украинской власти, стабильности президентской команды. США не могут себе позволить здесь каких-то экстраординарных событий.
А прогрессирующая коррупция, особенно в условиях, скажем так, сужения кормовой базы для крупнейших финансово-промышленных групп, создает предпосылки для нестабильности, для путча, похожего на события 2013-2014 года, результатом которых стало свержение Януковича. Поэтому американцы, конечно же, пытаются, уже не в первый раз, а в последние полгода — особо настойчиво, что называется, приструнить действующую власть, поставить «в стойло», заставить умерить аппетиты.
— Байден также подчеркнул необходимость выполнения минских соглашений, говорил о том, что Россия должна выполнить все свои обязательства…
— Для всех очевидно, что главной не выполняющей соглашения стороной, стороной, которая затягивает их выполнение, является Украина. Для США это ясно, для ЕС это ясно, для любой страны на этом шарике это ясно. И затягивается это все по одной причине — из-за опасения дестабилизации со стороны праворадикально настроенных граждан в Украине. Думаю, Байден приехал еще и поэтому, чтобы донести (до Киева — Ред.), что иного пути нет.
Итак, ключевые требования (США — Ред.): выполнение минского протокола, чтобы стабилизировать положение Украины и ее проблемных очагов, стабилизация конкурентной ситуации в самой украинской власти и снижение коррупционной ренты… (США требуют — Ред.) провести какие-то реальные меры, которые, с одной стороны, послужили бы для «выпуска пара» населением, и, с другой стороны, стали бы предпосылками для финансово-промышленных групп для продолжения диалога с властью, а не объединения против власти.
— Пока Байден был в Верховной Раде, партия «Свобода», ряд других партий и движений митинговали, требуя отправить в отставку правительство Арсения Яценюка…
— Это очевидный пиар. По-видимому, Арсений Яценюк сохранит свой пост. Скорее всего. Конечно, ничего нельзя исключать, но, скорее всего, — сохранит. И в этой ситуации формируется очень комфортная среда для оппозиции, для критики и зарабатывания имиджевых баллов.
С другой стороны, совершенно очевидно для западных партнеров, что отставка Яценюка разрушает саму ткань конфигурации власти и объявляет войну всех против всех. Поэтому, даже понимая, что, если оставить Яценюка в премьерском кресле, то власть будет ускоренными темпами терять поддержку, понимают и другое: это консервативный и менее проблемный путь, нежели вариант войны всех против всех.
— Если согласиться с тем, что для США очевидно, кто именно тормозит мирный процесс, то чем объяснить заявление о том, что России придется платить высокую цену в случае невыполнения минских соглашений?
— Это фигура речи, что называется, манка для папуасов. У Соединенных Штатов и Российской Федерации консолидированная позиция по всем украинским внутриполитическим вопросам, в том числе, и по конфликту на Донбассе. И это еще раз подтвердила позиция Джозефа Байдена по поводу безальтернативности минского протокола.