Евросоюз продлевает санкции против России ещё на полгода. Какой в этом смысл и толк, учитывая результаты предыдущего периода санкций, вряд ли понимают сами устроители этого цирка. Вашингтон сказал, Брюссель ответил: «Есть!»
Президент РФ Владимир Путин как раз и говорил недавно о том, что Евросоюз добровольно отдал часть суверенитета Белому Дому.
Германии нужен газ
Но как говорится, война войной, а кушать хочется всегда. А ещё хочется жить в тепле и при свете. Значительная часть энергетики Германии работает на газе, который поставляется из России. Как бы ни надували щёки разные аналитики и диванные топтатели клавиатуры, но обойтись без российского газа у Германии не получится. Поэтому, несмотря на санкции, канцлер ФРГ Ангела Меркель и её заместитель Зигмар Габриэль заявили о том, что проект «Северный поток-2» будет осуществляться по плану.
«Северный поток-2» – это расширение уже существующего газопровода «Северный поток», идущего по дну Балтийского моря прямиком в Германию. Преимущества такого маршрута очевидны: на его пути нет стран транзитёров, которые могли бы паразитировать на трубопроводе, как это делала в своё время Украина. Да и вообще на дне Балтийского моря спокойнее, чем на поверхности некоторых стран.
Болгария
Решение немецкого кабинета министров продолжить работы по проекту означает только то, что все разговоры об отказе от российского газа были блефом. Санкции санкциями, но никто не готов переплачивать бешеные деньги за транспортировку СПГ из Катара или за сланцевый газ из США.
Конечно, под давлением Штатов, был фактически заблокирован проект «Южного потока». Газопровод через Турцию теперь тоже под вопросом из-за резкого ухудшения отношений между нашими странами.
Но чего нельзя Болгарии, можно Германии. Болгария ещё раз ощутила на себе все прелести нахождения в ЕС. В своё время в стране по требованию Брюсселя была закрыта атомная электростанция. Во время так называемых газовых войн, когда Украина воровала газ из трубопровода, Болгария сидела на голодном газовом пайке. Сельское хозяйство, некогда процветавшее в этой стране и поставлявшее фрукты и овощи в советский союз, тоже оказалось в загоне. Мы-то по старой памяти называем перцы болгарскими, но их в самой Болгарии только у бабушек на огородах можно встретить. Теперь Болгария лишилась надёжных поставок газа и платы за транзит. Понятно, что они теперь возмущаются.
Италия
Возмущается и Италия. Некоторые итальянские компании пострадали от прекращения реализации проекта «Южный поток». Маттео Ренци, итальянский премьер-министр, удивляется тому, что решение по «Северному потоку-2» принималось скрытно: Германия не обсуждала этот вопрос ни с кем из союзников по ЕС. Евроскептики давно уже говорят, что Евросоюз – это союз в пользу Германии. Немцы свои интересы блюдут.
Польша
Было бы удивительно, если бы по второму «Северному потоку» не высказалась Польша. Птица на польском гербе похожа на петуха с распушенными крыльями и хвостом. Вот и кудахчут поляки по любому поводу, а по поводу ещё первого «Северного потока» они делали уж очень громкие заявления, назвав газовый договор между Россией и Германией «пактом Путина-Шрёдера» и российско-немецким заговором против Польши. Они даже пытались вместе с прибалтами мухлевать с береговой линией, чтоб хоть кусочек газопровода попал на их территорию. Не вышло. Русофобия – удовольствие дорогое.
Украина
И куда ж мы без оплота Евросоюза и первого рубежа обороны цивилизации от варварства – Украины? Никуда, конечно. Арсений Яценюк заявил, что строительство «Северного потока-2» противоречит интересам и Евросоюза, и Украины. Если бы он только о своей стране говорил, то его печаль была бы совершенно понятна. Германии нужен надёжный маршрут поставки газа. Газопровод через Украину, как показал опыт, таковым не является. Да и кто ж гарантирует, что товарищи, взорвавшие ЛЭП, не взорвут и газопровод?
США
Если вы думаете, что это чисто европейские дела, то сильно ошибаетесь. Против «Северного потока-2» выступил президент США Барак Обама. Его сильно обеспокоило, что любимая им Украина потеряет из-за этого проекта 2 миллиарда долларов в год, которые она получала от России за прокачку газа через свою территорию. Почему бы Обаме не дать Украине 2 миллиарда долларов просто так, раз он пылает столь страстной любовью к этой стране?
Споры в Бундестаге
В самой Германии, оказывается, тоже нет единомыслия. Миграционный кризис, главный удар которого приняла на себя эта страна, сильно пошатнул позиции Меркель на политическом Олимпе. Этим, естественно, пользуются оппозиционные силы, стремясь набрать себе политических очков. И плевать им, что Германия от «Северного потока-2» получает огромную выгоду, хоть и на сомнительном для своих партнеров с моральной точки зрения фоне.
В самом же деле, кто больше всех выступал за санкции? Кто больше всех клеймил позором Россию и Путина? И вдруг такая гибкость!
Палки в колёса вставляют представители партии зелёных, которые демонстративно отказались работать в комиссии Бундестага по энергетике. Но кого это волнует? Немцам так нужна эта новая ветка газопровода, что депутаты правящей коалиции создали неформальную группу вместе с депутатами Госдумы РФ. Вот как позарез нужен газ немцам.
В эту неформальную группу помимо депутатов входят и представители бизнеса. Оппозицию сильно беспокоит, что все переговоры ведутся кулуарно и без их широкого освещения.
Не только руководство стран Евросоюза не знает, какими делами занимается Германия, но и сами немцы. А больше всего зелёных беспокоит некоторое противоречие между консенсусом ЕС по санкциям и фактически закулисной сделкой Меркель по «Северному потоку-2». Имели бы долю, говорили бы по-другому.
Политика – занятие достаточно циничное. На этой арене разворачивается борьба интересов разных групп, и возможны самые противоестественные альянсы. Но вот альянс России и Германии – как раз самый естественный.
Противоестественно же, наоборот, состояние обоюдных санкций и снижения деловой активности. Это во вред обеим странам. И если Россия свободна в своих выборах, ибо независима, то немецкому руководству очень сложно лавировать. В любой момент может раздаться грозный окрик из Вашингтона, но пока смелые депутаты Бундестага налаживают отношения с нашей страной. Благо, когда санкции прекратятся, нам не придётся начинать всё с нуля.