Планов было громадье — поставить своих людей в Сирии и Ираке, замкнуть вокруг Ирана жесткое кольцо, диктовать цены на нефть, стать гегемоном всего Ближнего Востока.
Но все как-то сразу не задалось.
В Йемене появились хуситы, которые быстро и аккуратно заняли огромные территории страны и фактически получили власть. Аденский залив, который контролирует Йемен — главная водная артерия транспортировки нефти в Европу из стран Персидского залива. Пока хуситы достойно бьются с саудитами и конца этой войне не видно. В Сирии тоже не срослось. Асад оказался не лыком шит и выдержал прессинг со стороны главных спонсоров терроризма — Саудии и Катара. Теперь, после включения России в войну, чаша весов склоняется все больше на его сторону. В Ираке тоже ИГ и союзные ей группировки терпят поражения. Иран постепенно выходит из под санкций. И все активнее действует в Сирии.
Цены на нефть, которыми саудиты старались обрушить своих конкурентов, обрушили прежде всего экономику самой Аравии.
В понедельник правительство Саудовской Аравии объявило, что страна завершает год с рекордным дефицитом бюджета. Дефицит оценивается в 97,9 млрд долларов, или 15% ВВП. (Для сравнения — в России всего 3,5%). Тут, конечно, найдутся большие экономисты, что заявят будто для суадитов это мелочи. Однако, для сравнения, на Украине дефицит бюджета в этом году ожидается всего 7,5%. А какова ситуация на Украине вы и без меня знаете отлично.
Такая ситуация вынуждает саудитов затягивать ремешки: «Власти Саудовской Аравии повысили цены на бензин внутри страны на 40% на фоне рекордного дефицита бюджета. Теперь бензин в королевстве стоит 24 американских цента за литр.
Цены на бензин и некоторые коммунальные услуги в Саудовской Аравии традиционно удерживаются на низком уровне за счет субсидий. Страна является мировым лидером по производству нефти. Повышение цен почти в полтора раза эксперты уже называют самой крупной реформой в стране за последние десятилетия. «
На 40%, обратите внимание! Так что, средств для финансирования различных военных эскалаций, террористов и прочих интервенций у Саудии все меньше. И теперь, в 2016 году, им придется выбирать — сокращать добычу, чтобы поднять цену на нефть и поправить бюджет, либо продолжать действовать в том же духе, теряя ВВП, деньги, получая неродное недовольство — в надежде на стратегическую победу в будущем, когда конкуренты по добыче нефти вынуждены будут перестать работать себе в убыток.