Переговоры за закрытыми дверями – что может быть хуже для журналистов? Конечно, суть переговоров достаточно ясна и без уточняющих комментариев, но всё-таки хотелось бы, чтобы они подкинули нам пищи для размышления, хотя поразмышлять можно и на «голодный желудок»…
Прошедшие в Калининградской области переговоры между Владиславом Сурковым и Викторией Нуланд уже были названы «конструктивным мозговым штурмом». По факту, это всё, что известно о встрече, которая длилась около 6 часов. Не густо, не правда ли?
Но на самом деле, такая длительность демонстрирует значимость этих переговоров. Это уже не просто обмен позициями и/или упреками – это разговор по существу. Если, конечно, они там не чаи с печеньками распивали…
Судя по всему, целью того самого «штурма» было согласование мер по принуждению Петра Порошенко выполнять то, что он подписал. Иначе конфликт рискует перейти в «замороженное состояние», что невыгодно никому, в том числе Украине и лично Порошенко, который уже устал рассказывать сказки о том, что Донбасс и Крым вернутся.
Вообще, режим Порошенко очень беспокоит сближение Вашингтона и Москвы – и отнюдь не на тех позициях, которые изначально озвучивали США, к минским договоренностям относившиеся скептически. Украинский кризис теперь мешает всем, но Украинские СМИ перед встречей старались всё-таки с оптимизмом подойти, говоря о том, что, мол, «сейчас американская дипломатия будет давить на русских, чтобы поставить их на место»… мол, она более жёсткая – приезжает и расставляет точки над «і»».
Конечно, 6 часов переговоров всё-таки позволили расставить точки, только вот боюсь, что не там, где это хотелось бы украинской власти. В действительности, столь срочный визит Нуланд говорит лишь том, что необходимо искать компромиссы для урегулирования ситуация в Донбассе, что невозможно без давления на Киев, который всё это дело саботирует.
И, скорее всего, новости из США о том, что отмены введенных против России, в связи с событиями на Украине, санкций возможно «удастся достичь уже в нынешнем году», являются как раз таки элементом давления на Киев. В таком духе, типа «ребята, мы не сможем вас поддерживать и оказывать давление на Россию, если не будут выполняться оговоренные меры урегулирования».
В итоге получается, что главные вопросы переговоров – это конституционная реформа, выборы и, конечно же, прекращение огня. Впрочем, ничего нового. Но стоит понимать, что процесс «буксует» из-за Киева, который не может определиться (согласиться) с последовательностью действий. Причём, самое интересное, что не соглашается он даже с Германией и Францией, которые наравне с Россией выступают гарантами минских соглашений. Пришлось, вон, в итоге подключать США, которым как бы срыв минских договорённостей также не выгоден, ведь это тупик.
Поэтому, судя по всему, Сурков и Нуланд вырабатывали общие варианты принуждения Украины к соблюдению хотя бы букв подписанных соглашений. Это то, чего не удаётся добиться от Киева достаточно долго. И речь шла не только о конституционных поправках, тут и закон о выборах, и амнистия для всех участников событий на Донбассе, в том числе руководства ЛНР и ДНР.
Для разговора же с Сурковым США прислали Нуланд не потому, что она «более жёсткая», чем Керри, а потому, что именно Виктория Нуланд в Госдепе отвечает за российское и украинское направление.
Получилось так, что сперва специалисты по данному вопросу обсудили между собой основные аспекты и детали, а затем политики (в данном случаи Лавров и Керри, которые встретятся в Цюрихе 20 января) принимают уже конкретизированные решения, которое, будут представлены широкой публике.
Теперь возникает вопрос, а в чём же всё-таки Нуланд должна была победить?
Дело в том, что выделенное ей направление, на сегодняшний день, она провалила. Об этом говорит ряд достаточно серьёзных недочётов, скажем так. Майдан на Украине не привёл к серьёзной дестабилизации России, наоборот, Незалежная превратилась в «пугало», которым теперь в России пугают новоявленных «всёпропальщиков». Санкции против России также не сработали, только породили противоречия в Европе и худо-бедно запустили процесс импортозамещения в России. И, наконец, провозглашенная американцами изоляция России не сработала — после путинского «шага конем» в виде начала сирийской операции, к нему «на аудиенцию» выстраиваются очереди и сам Керри летает в Москву. Вдобавок к этому, столкнувшаяся с целым рядом проблем Европа не только активно ищет общий знаменатель с Москвой в украинском вопросе, но и порывается завершить санкционную войну и начать выстраивать нормальные отношения с восточным соседом.
У Виктории Нуланд нет никаких оснований упрямиться и мешать подписанию этих соглашений. По сути, ей нечего записать себе в актив, кроме раздачи голодающим «печенек» на Майдане, а значит, ей нужны плюсы в резюме, и ими может стать достижение российско-американского компромисса по Украине. Только так США в целом и Виктория Нуланд в частности могут «победно» выйти из украинского конфликта.