Досье — Киев

Молдавия: моральное поражение Запада

Кукловод, захвативший целую страну

Еще совсем недавно вряд ли кто-либо мог представить себе стоящими на одной трибуне лидера Партии социалистов Игоря Додона и известного своими прозападными взглядами поэта Иона Хадыркэ. На массовом митинге 24 января они стояли вместе и маршировали в одной колонне. Их объединила ненависть к олигархическому режиму в Молдове, персонализатором которого стал Влад Плахотнюк.

Владимир Плахотнюк — типичный представитель нуворишей 90-х годов. В 1993 — 1998 гг. он, по официальным данным, «работал в сфере маркетинга и рекламы», по неофициальным — занимался отправкой девушек в публичные дома Европы и Турции. Плахотнюк поднялся в «нулевые» годы при власти президента-коммуниста Владимира Воронина, приобретя в собственность телеканал с правом трансляции 1-го российского канала, банк, гостиницу, сеть автозаправок, целый ряд объектов недвижимости. К концу правления Воронина его называли «молдавским Абрамовичем».

Влад Плахотнюк вовремя сориентировался в ходе «мамалыжной революции» 7 апреля 2009 года — по принципу «вовремя предать — это не предать, а предвидеть», перейдя в лагерь победителей в лице радикально-прозападных сил. Он фактически приобрёл в свою собственность Демократическую партию Молдовы и запустил проект под названием «президент Мариан Лупу». Не срослось. Зато Плахотнюку удалось установить прочный контроль над руководством парламента, генеральной прокуратурой, центром по борьбе с коррупцией, судебной системой, включая Конституционный суд. Он заручился тесными отношениями со многими политиками — от левых до крайне правых, включая лидера Либеральной партии Михая Гимпу. Когда Плахотнюк уже занимал пост вице-спикера парламента, обнаружилось, что он обладает вторым — румынским гражданством, причём в румынском паспорте он фигурирует под фамилией «Улинич».

Плахотнюк был известен своим соперничеством с бывшим премьер-министром Владом Филатом, который публично назвал его «Кукловодом». Это длительное противоборство в рамках проевропейского альянса закончилось безоговорочной победой Плахотнюка. Филат сначала был отправлен в отставку по обвинению в коррупции, без права занимать пост главы правительства, а затем был лишён депутатской неприкосновенности и арестован прямо в стенах парламента. Либерально-демократическая партия, которую создал Филат, практически прекратила своё существование.

Плахотнюк не скрывает своих политических амбиций. Он совершил попытку стать премьер-министром, провалившуюся благодаря позиции действующего президента Николая Тимофти. Плахотнюку пришлось довольствоваться усаживанием в премьерское кресло своей марионетки (Павла Филипа). Впрочем, олигарх сохраняет надежду на избрание президентом — мандат Николая Тимофти истекает 16 марта. Для избрания президентом необходим 61 депутатский голос. На данный момент у Плахотнюка имеются 57 голосов депутатов. Между тем, Плахотнюк обладает одним из самых низких рейтингов среди всех молдавских политиков — всего 2%, в то время как его антирейтинг составляет 85%.

После ареста своего конкурента Филата Плахотнюк обладает неограниченными ресурсами. В его распоряжении большинство депутатов Парламента, включая перекупленных им «тушек» из фракций коммунистов, социалистов и либерал-демократов. Плахотнюк контролирует не только суды и прокуратуру, но и полицию, а также Службу информации и безопасности. Олигарх владеет несколькими телеканалами общенационального охвата, включая вышеупомянутый телеканал «Прайм».

США и Румыния поддержали олигарха

Налицо все признаки «захваченного государства» («captured state»). Этот термин означает тип политической коррупции, при котором на процесс принятия решений влияют частные интересы отдельных лиц, преследующих цель личного обогащения. Молдову признали «захваченным государством» как местные политики и эксперты, так и зарубежные партнёры страны, в частности, генеральный секретарь Совета Европы Турбьёрн Ягланд. По его словам, коррупция в Молдове «остаётся пандемией», а государство по-прежнему в руках олигархов. Ягланд высказал убеждение, что Молдова должна задуматься о своей демократической безопасности, а коррумпированные чиновники должны быть вычищены из государственных структур. Аналогичную точку зрения о Молдове как «захваченном государстве» высказывал и посол США Джеймс Петтит.

Именно после этих заявлений западных политиков в Кишинёве разгорелись протесты проевропейской оппозиции, в частности, Платформы «ДА» («Demnitatea si adevarul» — «Достоинство и правда»). Люди, выступающие за избавление Молдовы от Плахотнюка, не были замечены в пророссийских симпатиях. Одна из этих фигур — известная журналистка Наталья Морарь, бывшая пресс-секретарь движения «Другая Россия» и автор разоблачительных статей в российских либеральных СМИ, позднее депортированная из России и ставшая «лицом» революции 7 апреля 2009 года.

Тем не менее, Плахотнюку, в конце концов, удалось убедить США и Евросоюз согласиться с формированием правительства под его контролем. Сначала создание правительства одобрила помощник госсекретаря США по Европе и Евразии Виктория Нуланд в ходе её визита в Бухарест. А затем своё мнение о политической системе в Молдове поменял и посол Джеймс Петтит, который в интервью одному из телеканалов заявил, что «следующие парламентские выборы в Молдове пройдут через три года». Таким образом, США дали Плахотнюку карт-бланш на продолжение захвата государства вплоть до коронации в качестве абсолютного монарха.

Плахотнюк и его карманное правительство получили полную поддержку и со стороны властей Румынии, куда Павел Филип предсказуемо совершил свой первый визит в должности премьер-министра. «Ваш мандат может быть очень успешным», — заявил в его адрес президент Румынии Клаус Йоханнис. Глава правительства Румынии Дариан Чолош пообещал своему молдавскому коллеге деблокировать кредит в 150 миллионов евро, обещанный Румынией властям Молдовы и заблокированный в ходе политического кризиса.

«Свой сукин сын»

Позиция США и ориентирующейся на Вашингтон Румынии объясняется страхом перед досрочными парламентскими выборами, которые были бы неизбежными в случае неутверждения правительства до 29 января. В этом случае, согласно всем опросам, победу на досрочных выборах одержали бы дружественные России силы — Партия социалистов во главе с Игорем Додоном и «Наша партия» Ренато Усатого. В этом случае внешнеполитический курс Молдовы был бы подвергнут основательной корректировке, а в случае урегулирования приднестровского конфликта переучреждённое Молдавское государство стало бы наиболее близким союзником России во всём регионе.

У США в отношении региона совсем другие планы. Белый Дом верен старой англосаксонской доктрине «сдерживания России». С этой целью была стряхнута пыль с проекта довоенного польского диктатора Йозефа Пилсудского «Intermarium» («Межморье»), представляющего собой создание санитарного кордона из стран, лояльных англосаксам и отрезающих Россию от Западной Европы. В соответствии с прогнозом американской разведывательно-аналитической кампании «Stratfor», продвигающей данный сценарий, Румыния, наряду с Польшей, станет лидером антироссийской коалиции в Европе. «Во второй половине десятилетия этот союз сыграет ведущую роль в пересмотре российских границ и возвращении утраченных территорий формальным и неформальным способом, — говорится в материале «Stratfor». — По мере того как Москва будет слабеть, этот союз станет господствовать не только над Белоруссией и Украиной, но и дальше на восток».

Политический класс Румынии консолидирован в идее «воссоединения румынских земель», то есть в возвращении Молдовы в её состав. Ещё недавно у подобного проекта не было ни единого шанса на реализацию — его не поддерживали на Западе, ни, тем более, на Востоке. Однако после переворота на Украине и возобновления холодной войны между Москвой и Вашингтоном велика вероятность поддержки этого проекта со стороны наиболее сильного союзника Румынии — США. Повышается поддержка проекта «Unirea» и в самой Молдове: если раньше присоединение к Румынии поддерживали не более 10% граждан страны, то сегодня, на фоне неспособности политического класса Молдовы обеспечить достойный уровень жизни в стране, эту идею готовы поддержать на референдуме порядка 22% её граждан.

Влад Плахотнюк достаточно чуток и к настроениям внутри страны, и к сигналам из-за рубежа. Ещё прошлым летом в новую правительственную коалицию вошла радикально-прозападная Либеральная партия во главе с Михаем Гимпу, не скрывающая своих планов объединения с Румынией. Представители этой партии обладают четырьмя портфелями в новом правительстве, включая два ключевых идеологических ведомства — министерства обороны и просвещения. Министр обороны от Либеральной партии Анатол Шалару заявил, что считает своей главной задачей на этом посту вступление Молдовы в НАТО. Министр просвещения Корина Фусу стала известна не только переводом изучения части предметов в русских школах на румынский язык и упразднением должности консультанта по преподаванию русского языка, но и вывешиванием на уроках истории довоенной карты «Великой Румынии».

Консолидированное мнение Запада в отношении режима Плахотнюка высказал румынский политолог Дан Дунгачиу: «Олигархический режим Плахотнюка — безусловное зло. Но, выбирая между Плахотнюком и Путиным, приходится делать выбор в пользу меньшего зла». Иными словами, для Запада Плахотнюк, по известному выражению Франклина Рузвельта о никарагуанском диктаторе Анастасио Сомосе, «свой сукин сын».

Моральная ловушка для Запада

Однако, выигрывая тактически, Запад рискует потерпеть стратегическое поражение за симпатии молдавского общества. Правая оппозиция олигархическому режиму Плахотнюка представлена евроромантиками, свято верящими в некую идеальную, сказочную Европу, где властвует закон и где коррумпированных чиновников сажают в тюрьму. Сегодня они столкнулись с другим Западом — холодным и циничным, преследующим свои геополитические интересы. Можно согласиться с тем, что Запад променял молдавское общество на геополитику.

Как ни странно, молдавские события дали толчок к прозрению даже среди украинских проевропейцев. В статье Юрия Панченко, опубликованной в украинской газете «Европейская правда» — одном из рупоров «революции достоинства», прямо говорится: «Главного проигравшего в Молдове можно назвать сразу. Это Европейский Союз».

«Позиция Брюсселя, который закрывает глаза на злоупотребления правительства и на совсем не идеальные парламентские выборы 2014 года, похоже, таки сыграла злую шутку. Вместо арбитра, который должен помочь демократии, для многих он стал пособником коррупционеров», — говорится в публикации. По мнению автора, Евросоюз, стремясь не допустить прихода пророссийских сил, такой политикой может добиться обратного результата. Разочарование в ЕС лишь усиливает шансы сторонников России».

Аналогичную точку зрения высказала экс-министр просвещения Майя Санду, которая ещё вчера считалась кандидатом в премьер-министры Молдовы от США. Сегодня Санду, одев чёрные очки, участвует в антиправительственных маршах в Кишинёве вместе с «пророссийскими» Игорем Додоном и Ренато Усатым. По её словам, если правительство Филипа — Плахотнюка продержится у власти 3 года, как того хочет посол США, на следующих выборах пророссийские силы получат конституционное большинство в молдавском парламенте.

Таким образом, Запад, стремясь любой ценой не допустить усиления позиций России в регионе, сам себя загнал в моральную ловушку. После молдавского случая США и странам ЕС будет трудно позиционировать себя в качестве высшей моральной инстанции, несущей миру высокие стандарты демократии, законности и неподкупности.

Кто поддержит молдавскую демократию?

В самой Молдове критическими будут следующие три месяца, предшествующие выборам президента. Для успешного избрания главы государства необходимы голоса 61 парламентариев. Ещё вчера казалось, что Плахотнюку, контролирующему 57 депутатов парламента, ничего не стоит докупить оставшиеся 4 голоса. Однако сегодня, после массовых акций протеста, после того как несколько депутатов были избиты разъярённой толпой при выходе из парламента, и только лидеры протеста и полицейские спасли их от расправы, становится весьма сомнительным, что молдавский Кукловод сохранит даже имеющиеся у него 57 голосов. Сегодня крайне велики шансы на то, что президент избран не будет ни с первой, ни со второй попыток, и тогда досрочные парламентские выборы в Молдове состоятся уже этой осенью.

Режим Плахотнюка и реноме Запада может спасти только дискредитация и раскол оппозиции. На это уже брошены все имеющиеся у режима ресурсы. На телеканалах, контролируемых Кукловодом, оппозиционным лидерам создаётся имидж «агентов Кремля, стремящихся дестабилизировать ситуацию в Молдове и устроить здесь второй Донбасс». Провокаторы на акциях протеста стремятся спровоцировать протестующих на насильственные и противоправные действия. Однако лидеры оппозиции на данный момент проявляют достаточную мудрость, чтобы не дать режиму Плахотнюка и стоящим за ним странам Запада воспользоваться своим последним шансом.

Оппозиция, по всей видимости, продолжит постоянное давление на власть любыми законными средствами, вплоть до президентских выборов. Не поддаваться на провокации. В свою очередь, незападные геополитические игроки, прежде всего Россия могут оказать поддержку демократическим силам Молдовы, выступая в роли защитницы демократии. Как кому-то ни покажется странным, именно Россия может поднять знамя борьбы за демократию, которое Запад разменял на геополитические амбиции.

Владимир Букарский