Украинский политикум снова столкнулся с новым и неожиданным кризисом. Все началось, как и уже много раз с одного и того же – с борьбы между Президентом и премьер-министром. Все это происходило на фоне падения рейтингов и того, и другого. Мы перечислим основные возможные варианты развития ситуации и риски в этой статье.
Сложное начало новой власти
История текущего кризиса началась после внеочередных выборов в парламент. Тогда Администрация Президента планировала через контроль значительного количества мандатов в новом созыве стать единственным мощным субъектом процесса, который будет играть на меньших политических платформах, продвигая интересы. Но первого среди равных из Блока Петра Порошенко не вышло. Игру сломало неожиданно маленькое количество депутатов от БПП, а также серьезный рейтинг Народного Фронта – партии Яценюка. Это сделало из НФ второго мощного политического субъекта в Верховной Раде. Но и все равно, эти две политические силы не смогли сформировать правящую коалицию, и пришлось договаривать с другими силами – «миноритариями» — «Радикальной партией Ляшко», «Самопомощью» и «Батькивщиной».
Создание определенного баланса между институтами Президента, Кабмина и Рады достаточно положительно было оценено западными спонсорами правящего режима. Для этого надо понимать, что на западе выстраивание баланса воспринимается как серьезная демократическая ценность, и этой ценностью руководствуется Запад при принятии решений по Украине.
Итак, в следствии внеочередных парламентских выборов украинцы получили достаточно пеструю коалицию, и субъективного главу Правительства – Яценюка, который имеет и собственные политические амбиции, и определенные рычаги для их реализации. Поэтому проблемы после формирования коалиции не закончились, а только начались.
Спад реформ и политическая борьба под ковром
В процессе дальнейшего функционирования власти ситуация только ухудшилась. Надо понимать, что в украинских реалиях и Президент, и Премьер являются представителями серьезных бизнесовых групп, оформленных в такие проекты, как и в другие платформы в Парламенте. И часто их целью является получение дополнительных бизнесовых возможностей с помощью политических инструментов, которые используются как для сохранения, так и для накопления активов. В такой системе ни о каких реформах не могло быть и речи. Влияние украинского общества на политический процесс так и не сформировалось, а вот бизнесовая суть политики усиливалась.
Такое состояние стало сильно бить по рейтингах власти. И первую слабину дал Яценюк, партия которого полностью утратила доверие общества. Не имея поддержки среди граждан, премьер пользовался наличием достаточно монолитной фракции, и до последнего цеплялся за свою субъективность на уровне с Президентом. А Администрация Президента, учитывая это, уже долгое время пыталась превратить социологическое ослабление НФ в фактическое.
Перед обзором возможных сценариев, хотелось бы указать на некоторые различия между Порошенко и Яценюком, вокруг которых концентрируется основная исполнительная власть. Все более четко вырисовываются их экономические базы, на которые они опираются при получении ресурса на свою политическую деятельность. Если Порошенко опирается на в основном на агробизнес и перерабатывающий бизнес, то вокруг Яценюка сформировался пул бизнесменов, связанных с сырьем – Ахметов, Пинчук, Коломойский и другие. Естественно, окружение и Президента, и Премьера интересуются и другими сферами, например, энергетикой, но все таки такое разделение сохраняется. К тому же, Яценюк не владеет самодостаточным ресурсом, в отличие от Президента.
Следует также отметить, что Порошенко является сторонником не только бизнесового, но и кланового подхода в политике, что четко продемонстрировал конфликты Абромавичуса и Кононенка, Каська и Шокина.
Сценарий первый. Сохранение Яценюка
Итак, низкий социологический рейтинг Народного Фронта и Яценюка Администрация Президента начала превращать в фактический. Мотивирующим фактором являлось то, что Президент стал также терять рейтинг доверия среди украинцев.
Апофеозом процесса снижения влияния Яценюка стало голосование 16 февраля в Раде, когда именно отсутствие голосов БПП спасло Премьера от отставки. Президент показал контроль над ситуацией, играя на интересах разных сторон. Таким образом активизировался процесс на практическое уменьшение роли Яценюка в исполнительной ветви власти. А информация о кандидатуре из руководства Администрации Президента на должности первого вице-премьера и министра экономики в одном лице дала понять остаточную цель такого шага – наибольшая концентрация власти в руках Порошенко.
Причина попытки получить большее влияние на власть лежит в том, что Президент ошибочно видит проблему именно в отсутствии достаточных собственных мощностей как главы государства, а совсем не в попытке подтолкнуть другие политические силы к сотрудничеству в условиях конкуренции.
Но этот путь фактически обречен на провал.
Дело в том, что олигархи, на которых опирается Премьер, хоть и ослаблены, что видно по экспортному потенциалу (34 % сырьевого экспорта, против 38 % сельскохозяйственного), тем не менее сохраняют достаточно финансовых и медийных ресурсов, чтобы предотвратить концентрацию власти в руках Порошенко. Украина уже наблюдала такую попытку концентрации с 2010 по 2013 год, Януковичем. Она закончилась весьма трагично для Украины в целом. К тому же нельзя забывать о том, что в нынешней обескровленной и изголодавшейся Украине олигархи имеют еще большее влияние на депутатов, поскольку для законодателей все меньше и меньше остается возможностей заработка. Поэтому сконцентрировать власть над Парламентом у Порошенко вряд ли получится.
Проблема падения рейтингов также никуда не исчезает для власти. Ухудшение уровня жизни на фоне концентрации власти одним Президентом приведет к катастрофическому падению его рейтинга, что для упомянутого Януковича также закончилось крахом.
К тому же, на подобный сценарий должны согласиться западные спонсоры киевского режима, от которых полностью зависит Украина, и не факт что они согласятся на такой шаг.
Таким образом, сохранение Яценюка премьером при концентрации власти в руках Порошенко, все равно приведет к тем же проблемам, которые в конечном итоге спровоцируют перевыборы в Парламент. Но в условиях единоличной ответственности за ситуацию в стране эти перевыборы могут похоронить фракцию БПП.
Сценарий второй. Новый Премьер
В итоге Порошенко может таки добиться увольнения Яценюка, и на его должность может зайти новая фигура, которая не будет зависеть от олигархов и пользоваться доверием западных спонсоров. Такой фигурой могла бы стать Наталья Яресько. Яресько является доверенным лицом Запада и не является политическим игроком старого типа, в отличие от Яценюка. Вокруг нее мог бы сформироваться пул депутатов новой формации, которые называют себя «еврооптимистами», и во многом сейчас ориентируются на Саакашвили. Яресько будет пользоваться доверием украинского общества, некоторое время, однако это ничего ей фактически не даст – поскольку украинское общество не имеет доступа к политическим ресурсам, необходимым для создания эффективных политических платформ. Для этого опять же, нужна поддержка олигархов, которой у Яресько нет.
Независимость от олигархов имеет и другую сторону – Яресько не сможет вести диалог с ними на нужном уровне. Ведь украинские олигархи понимают только одну форму диалога: «ты — мне, я — тебе». Таким образом, она (либо другая аналогичная фигура) окажется в своеобразном «административном вакууме», когда Премьер будет обладать лишь номинальной власть. Единственным реальным шагом для него, способным изменить ситуацию будет только увольнение, поскольку это вызовет реакцию Запада. Собственно, это мы могли наблюдать на примере Абромавичуса.
Другая форма этого же сценария – перевыборы. В данном контексте в Парламент может зайти Саакашвили, чьей потенциальной политической силе последние социсследования дают более 10 % рейтинга. Саакашвили также будет вполне поддержан Западом, и также сможет создать баланс для Порошенко. Однако, насколько бывший грузинский Президент сможет стать новой фигурой в системе – большой вопрос. Не стоит забывать, что одним из причин того, что его разыскивают в Грузии – это коррупция.
Может быть, не стоит менять шило на мыло, хоть мыло и импортное.
Третий сценарий. Разрушение
Является по сути продолжением первого сценария. Попытка концентрации власти Президентом окончательно обвалит его рейтинг, что даст возможности новым олигархическим проектам. Они на протестном потенциале только наберут вес, и как следствие сведут к нулю возможность формирования коалиции в Парламенте, и втянут страну в долговременный кризис. Который может привести и к социальному взрыву, который будут финансировать и подогревать олигархи, заинтересованные в выдавливании Порошенко из политической сферы. Порошенко, без политических рычагов, не является настолько крупных олигархом, в отличие от тех же Коломойского или Ахметова. Единственный предохранитель, который удерживает сейчас Украину от этого сценария – это Запад, не заинтересованный в негативной картинке на «подшефной» территории.
Попытки же удержать власть силовыми способами, с помощью силовиков, которые сейчас демонстрирует Порошенко (см. Что произошло на Майдане 20-21 февраля 2016 года?) приведут лишь к усугублению ситуации и новой олигархической революции.
В общем, весь вопрос заключается лишь в том, насколько в Администрации Президента сейчас понимают все эти риски и невозможность концентрации власти в одних руках. Судя по происходящему, вряд ли.